Суббота, 18.08.2018, 15:59
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения: школа

Жилинская Т.Г. МЕТОД ТЕАТРАЛИЗАЦИИ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
В музыкальной педагогике особое значение имеет начальный период обучения. В. Сухомлинский подчеркивал: «Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступень культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами» [1, с.9]. Музыкальное искусство едва ли не единственный вид искусства, доступный восприятию ребенка раннего возраста. Самые первые ступеньки формирования музыкального восприятия - это накопление музыкальных впечатлений и опыт эмоциональной отзывчивости на музыку.

Накопление музыкальных впечатлений - важнейший этап для последующего полноценного развития детей. Малыши имеют ограниченные представления о чувствах человека, проявляющихся в реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму чувств и их оттенков, расширяет эти представления. Эмоциональная отзывчивость на музыку проявляется и развивается у ребенка уже в первые месяцы жизни. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств как эмпатия, доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Для полноценного восприятия музыки почувствовать настроение музыкального произведения недостаточно. Рациональный смысл, заложенный в него автором, заслуживает не меньшее внимание. Процесс художественного восприятия охватывает всю область психики, в которой слушатель получает информацию о жизни. Духовное обогащение личности ребенка - главная цель формирования художественного восприятия. Но для этого необходима соответствующая подготовка, ибо в противном случае музыка останется на уровне психофизиологических эффектов, а в воображении будут доминировать произвольные ассоциации. Поэтому организованное музыкальное восприятие должно быть направлено на развитие всех слоев - от чувственных переживаний до целостного постижения художественных образов.

Конечно, дети младшего возраста не смогут целенаправленно слушать музыку. Их внимание непроизвольно, окликается на все яркое и интересное. Поэтому слушание музыки должно проходить как можно более занимательно. Наиболее эффективной формой развития музыкального восприятия, и, следовательно, накопления музыкальных впечатлений и формирования эмоциональной отзывчивости на музыку, нам видятся театрализованные фрагменты знакомства с тем или иным произведением. Дети очень охотно представляют себя сказочными героями, и моменты инсценировки пользуются большой популярностью в начальных классах. Эмоциональное проживание своего персонажа становится средством постижения его музыкального образа.

Метод театрализации не оставляет детей пассивными. Он побуждает к творческому диалогу, взволнованному разговору о музыке, к непроизвольным музыкально-ритмическим движениям (в образе медведя, зайчика, или козленка) и т. д. Это способствует развитию воображения, фантазии. Театральные герои, предложенные учителем, исходя из музыкального материала, должны быть узнаваемыми, яркими по своей музыкальной характеристике. Это и замечательные зайки, предлагающие классу свои варианты утренней зарядки, («Зайю» беларуская народная песня у апрацоуцы В. Кавал1ва), импровизированная инсценировка курочки и лисички («Пайшла курка да люачю», музыка А. Рам1зоускай). Словесно-зрительные представления веселых клоунов Д. Кабалевского (описание зрительного представления характера персонажа заставляет «проживать» музыкальный образ как бы «про себя», что положительно сказывается на последующем восприятии музыкальной ткани). Игры в куклы под музыку П. Чайковского и поэтичный образ Осени («Восень», музыка I. Лучанка). Большое значение имеет и тон речи педагога, занимающегося театрализацией, его мимика, манера общения с детьми. Эмоциональная окраска речи способна вызвать и поддержать интерес ребят к музыке и музыкальной деятельности. Тон речи может усилить впечатление необычности, сказочности ситуации, придать беседе поэтичность или праздничность. Меняя тембровую окраску речи, педагог переключает внимание детей, регулирует их эмоциональные проявления, усиливая или ослабляя их.

Театрализация позволяет включать в работу абсолютно естественно различные виды деятельности. Ведь в процессе разучивания ролей дети сами находят нужные интонации, подчеркивая их игрой на музыкальных инструментах, нужные движения для основных героев и всего класса, ритмические рисунки контрастных персонажей и т.д. Грамотно направляемая учителем работа, позволяет избегать так называемых «блоков» («а сейчас мы с вами поиграем на музыкальных инструментах», «а сейчас давайте прохлопаем ритмический рисунок».;.). Вся работа идет в комплексе, объединенная сценарным планом, появляющимся или импровизационно, или будучи заранее подготовленным учителем музыки дома. В ее процессе присутствуют три важных компонента: 1) осознанное отношение к музыке; 2) деятельностно-практическое отношение к музыке; 3) эмоциональное) восприятие музыки.

Литература
1. Сухомлинский В. А. Как воспитывать настоящего человека. Советы воспитателям. Мн„ 1978.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz