Четверг, 13.12.2018, 20:19
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: общая

Андарало М.А. ЗАРОЖДЕНИЕ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Как свидетельствует анализ концептуальных и программных документов, принимаемых странами постсоветского пространства, большинство из них сегодня стремится к интеграции своих высших педагогических школ в мировое образовательное пространство. Подтверждением этому является подписание Россией, Украиной и другими бывшими союзными республиками Болонской конвенции.

Однако в этот переломный для постсоветских стран период, сопряженный с активной модернизацией национальных систем высшего педагогического образования, очень важно не утратить то положительное, что было характерно для советской высшей педагогической школы, по признанию многих, одной из лучших в мире. Более того, выполнение болонских положений предусматривает бережное отношение к национальным системам подготовки педагогических кадров, сохранение их отличительных черт, самобытности и завоеванных предыдущими поколениями преимуществ.

В сложившихся условиях особую актуальность, по нашему мнению, приобретает проблема исследования становления и развития советской системы высшего педагогического образования, которая, как известно, складывалась и функционировала в условиях единого образовательного пространства, включавшего все союзные республики.

Анализ историко-педагогического материала, содержание которого отражает генезис системы подготовки педагогических кадров на территории бывшего Советского Союза, позволил нам выделить несколько характерных для всех бывших союзных республик этапов развития систем высшего педагогического образования. Особый интерес представляет начальный, или первый, этап, на протяжении которого осуществлялся поиск организационных подходов к построению высшей педагогической школы молодого государства в специфических послереволюционных условиях. В этой связи, начальный этап правомерно рассматривать как поисково-организационный. Временные рамки этого этапа, по нашему мнению, ограничены 1917—1930 гг.

Унаследованное от царской России учительство в условиях быстрого роста числа общеобразовательных школ и учащихся, происходящего после принятия советским правительством ряда решений и декретов, предусматривающих не только всеобщее образование подрастающего поколения, но и ликвидацию неграмотности всего населения страны, ни в количественном, ни в качественном отношении не обладало необходимым потенциалом для выполнения стоящих перед школой задач.

Широкая сеть курсов повышения квалификации и переподготовки учителей, организованная Народным Комиссариатом по просвещению, позволила в значительной степени удовлетворить острейшую потребность системы общего образования в учителях. В то же время курсы не могли обеспечить подготовку высококвалифицированных учителей, особенно для второй ступени общеобразовательной школы. Это послужило основной предпосылкой к проведению активной работы по реорганизации учительских институтов в высшие педагогические учебные заведения, а также созданию новых педагогических институтов. На протяжении 1918—1919 гг. этот процесс происходил стихийно, без реального учета условий, необходимости и возможностей нормальной работы учебных заведений.

Такое положение противоречило принципу единой трудовой политехнической общеобразовательной школы, которая нуждалась в соответствующих единых высших учебных заведениях по подготовке учительских кадров. Конец стихийности и бесконтрольности в открытии высших педагогических заведений и начало созданию советской системы высшего педагогического образования положил состоявшийся в августе 1919 года П Всероссийский съезд деятелей по подготовке учителей, который    принял решение о реорганизации учительских институтов, вновь созданных педагогических институтов в единые высшие учебные заведения с четырехлетним сроком обучения - институты народного образования (ИНО). После этого создание сети высших педагогических учебных заведений в стране приобрело плановый характер. Открытие каждого нового высшего педагогического заведения осуществлялось только по особому постановлению Совнаркома.

Первоначально институты народного образования как единый run высшего педагогического заведения получили широкое распространение. К концу 1920 года в РСФСР функционировало 59 таких институтов. Однако уже в 1921 году Наркомпрос, убедившись в ошибочности перехода к системе единообразного педагогического образования принимает решение об упразднении институтов народного образования. Подготовка учительских кадров с высшим образованием для средней школы вменялась в обязанность педагогическим институтам и педагогическим факультетам университетов.

Политика строжайшей экономии, проводимая государством начиная с 1921 года, не могла не коснуться и бюджета Наркомпроса, что, в свою очередь, вызвало значительное сокращение сети педагогических институтов. Так, если в 1922/1923 учебном году функционировало 47 педагогических вузов, то к началу 1925/1926 учебного года их число сократилось до 27. К концу же 1926/1927 учебного года осталось лишь 18 педагогических институтов. В 1931-1932 гг. педагогические факультеты университетов были преобразованы в самостоятельные педагогические институты. В результате педагогические институты начали функционировать во всех союзных республиках.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz