Вторник, 11.12.2018, 15:07
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: общая

Антонюк А.Л. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ВАЛЬДОРФСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ
В настоящее время по всему миру работает около 600 вальдорфских школ и детских садов. В некоторых из них отдельные методические находки вальдорфскоп педагогики служат добавлением к общему учебному процессу. В других воспитатели и учителя, основательно и серьезно ознакомившись с ее основными понятиями, пытаются обновить учебный процесс в целом. Перед современной педагогикой стоит серьезнейшая задача: научить детей взаимодействовать с другими культурами и воспитать чувство понимания и уважения к ним. Вадьдорфская педагогика принадлежит к числу интернациональных течений педагогической мысли, способных справиться с данной проблемой. Ее основой является уважение к индивидуальности каждого человека, его свободе и творческим возможностям.

Вальдорфцы были одними из первых, кто заговорил о том, что детство - уникальный период в жизни человека, что ребенок обладает безграничными творческими и духовными возможностями, что родители и воспитатели должны не стремиться поскорее сделать ребенка взрослым, а наоборот, помочь ему подольше оставаться маленьким, как можно полнее раскрыть свой творческий потенциал, насладиться всеми прелестями раннего возраста.

Цель нашего исследования - развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в вальдорфской педагогике. Нами был проведен эксперимент по внедрению вальдорфской педагогики на базе детского сада № 31 города Бреста. Эксперимент проводился в несколько этапов. На констатирующем этапе были изучены условия, созданные в дошкольном учреждении для развития способности к творчеству, а также проведена диагностика уровня креативности старших дошкольников. Диагностика проводилась с помощью методик «Изучение оригинальности решения задач на воображение», «Волшебные фантазии» и «Круги и квадраты». Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что из 2,0 детей группы у 13-ти дошкольников - средний уровень креативности, а у 7-ми - выше среднего.

Дальнейшая работа строилась таким образом, чтобы при помощи вальдорфской педагогики способствовать постепенному развитию у детей творческих способностей. С этой целью на формирующем этапе эксперимента нами были применены основные принципы вальдорфской педагогики: принцип педоцентризма (предполагает индивидуальный подход к каждому ребенку), возрастного соответствия (выбор содержания и методов обучения должен быть нацелен на конкретного ребенка, в соответствии с характеристиками данного возрастного этапа), природосообразности (данный принцип конкретизи руется в следующих положениях: воспитание через подражание и пример, использование многообразных форм игровой деятельности, прежде всего "свободной" и ритмических игр), уважения к личности ребенка, к его чувствам, расширение границ одаренности и т. д. Исходя из этого, главной задачей, стоявшей перед нами, являлось развитие творческого потенциала каждого ребенка, совершенствование его природных способностей [1, с. 21; 3, с. 114].

Огромное внимание было уделено занятиям искусством. Детям предлагалось рисование восковыми мелками и красками, во время которых они учатся находить самостоятельные творческие решения, а не копировать данный воспитателем шаблон. При рисовании красками давалось всего три цвета: красный, желтый и синий; при этом дети должны были самостоятельно составлять дополнительные цвета из основных. Хотя специальные музыкальные занятия с детьми не проводились, ежедневно в группе осуществлялась ритмическая игра - своеобразное сочетание свободных движений с музыкой, пением, декламацией стихов. После прогулки детям рассказывались сказки, сопровождавмые небольшими кукольными представлениями. Особое место в формировании у детей способности к самостоятельному творчеству такому виду деятельности как "независимая игра" (на языке вальдорфской педагогики это "выдох"), когда ребенок предоставлен самому себе с целью дать ему возможность раскрыть собственные творческие силы, переработать индивидуальный опыт в игре. Свободная игра длится не менее двух часов. Также много внимания уделялось развитию мелкой моторики, в частности занятиям рукоделием (все дети, в том числе мальчики, учились вышивать). Проводились с детьми пальчиковые игры, сопровождавшиеся считалками и песнями. Это оказывает содействие общему развитию ребенка, в том числе развитию его мышления.

Повторная диагностика уровня креативности показала положительную динамику в развитии творческих способностей, детей: из 20 детей группы 16 показали уровень выше среднего. Число детей со средним уровнем креативности снизилось.
Нам представляется, что главное достоинство вальдорфской педагогики. - уважение к личности ребенка, комфортная обстановка, доверительные дружеские отношения между детьми и взрослыми.. При этом работа воспитателя не сковывается какой-либо системой, наоборот, ему предоставляются неограниченные возможности в свободе действия. Основанная на этом работа воспитателя, безусловно, положительно влияет на творческое развитие воспитанников.

ЛИТЕРАТУРА:
1.    Гринелиус Э. М. Вальдорфский детский сад, - М, 1992.
2.    Селевка Т. К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz