Четверг, 13.12.2018, 21:30
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: общая

Быстрякова Н.В. О ПРЕИМУЩЕСТВЕ НАБОРА НОТНОГО ТЕКСТА С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ НОТНЫХ РЕДАКТОРОВ
Развитие электронной вычислительной техники уже на ранних этапах привело к закономерному ее «вторжению» в области, традиционно считавшиеся гуманитарными, в частности, в музыку. Еще в 50-х гг., используя самые первые ЭВМ, ученые исследовали одно- и многомерные вероятности появления нот в мелодиях и делали попытки синтезировать музыку как в плане сочинения мелодий, так и в части ее непосредственного «озвучивания» искусственными тембрами под управлением ЭВМ. Однако только с появлением персональных компьютеров (ПК) и звуковых карт к ним был сделан решительный шаг: ПК стал популярным рабочим инструментом среди музыкантов. Исходный гуманитарный характер музыкального образования затрудняет налаживание контакта и эффективное использование ПК музыкантами, однако в настоящее время он становится настоятельно необходим специалистам по теории музыки, композиторам, дирижерам, музыкантам-инструменталистам и учителям музыки в общеобразовательных школах.

Данная постановка вопроса поставила перед музыкальным образованием задачу освоения новых возможностей, открытых компьютерными технологиями. Под влиянием этой тенденции во многих отечественных вузах введена новая учебная дисциплина «Музыкальная информатика», основной задачей которой стало внедрение информационных технологий и навыков практического использования ПК в среду как студентов-музыкантов, так и педагогов.

По мнению одного из ведущих специалистов в области музыкальной информатики В.М. Цеханского, «...музыкальная информатика позволяет осуществить разработку методических, технических и операционных средств для освоения музыкально-теоретических, исполнительских и общенаучных дисциплин, составляющих базовую подготовку музыкантов. Музыкальная информатика фактически представляет комплекс вышеуказанных дисциплин, ориентированных на создание программного обеспечения для ЭВМ. Их включение в сферу профессиональных интересов музыкантов, а также применение в практике музыкальной науки и образования, делает компьютер средством усиления творческого потенциала специалиста» [3].

С появлением компьютера в музыке наступила время больших возможностей. Теперь любой человек может воспроизводить на нем звучание целого оркестра, монтировать звуковые файлы, добавлять к ним всевозможные эффекты. И еще одно: теперь любой музыкант -сам себе издательство. Он может легко набрать и напечатать любые музыкальные сочинения, при желании отредактировав их. Надо только правильно выбрать программу.

В связи с этим, работая над содержательным наполнением курса «Музыкальная информатика» на музыкально-педагогическом факультете БГПУ, в программу курса введена тема: «Назначение и возможности компьютерных нотных редакторов. Основы работы с программой Encore, Sibelius, Finale». Компьютерный метод нотного издания несравним с рукописными вариантами его изложения - это:
•    ясность, четкость и эстетичность записи нотного текста;
•    исключение появления ошибок, что нередко случается при переписывании партитуры вручную;
•    возможность редактирования партитуры и выделения отдельных партий;
•    при скоростном вводе текста с MIDi-клавиатуры, автоматическое выполнение компьютером нотного набора, ритмического оформления партитуры, транспонирования и т. д., что неосходимо для работы по сочинению музожи, композиции, аранжировке;
•    возможность проверки ошибок и опечаток записи на слух, при проигрывании написанного на компьютере.
 
Приобретенные навыки помогут студентам и педагогам в -рамотном оформлении научных работ, разработке собственных методических пособий, которых, несмотря на информационный бум, то-прежнему не хватает, сочинении авторских произведений и аранжировок. И надо думать, что компьютерный набор нотного текста в замом ближайшем будущем вытеснит древнюю и чрезвычайно трудоемкую традицию расписывания нот вручную.

Литература
1.    Информационные технологии в системе музыкального образования: проблемы методического и программно-технического обеспечения. Модель аудиовизуального учебно-методического комплекса для профессионально ориентированного обучения // Вопросы оптимизации содержания музыкального образования (школа -училище - вуз). Мн., 2002. С. 21—26.
2.    Проблемы компьютерной музыки в научных трудах и статьях современных зарубежных исследователей. Мн., 2000.
3.    www.music4sale.ru
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz