Понедельник, 21.05.2018, 21:48
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: общая

Чернецкий А.В. К ВОПРОСУ О РАЗЛИЧИЯХ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ СЕЛЬСКИХ И ГОРОДСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
Целью   настоящей   работы   являлось   выявление  особенностей этнического самосознания современных школьников - подростков села и города, как объективного носителя этнических свойств народа, - с одной стороны, и, как объекта атаки идеологов и проводников процесса глобализации, - с другой стороны. Результаты исследования должны были определить степень отличий в самосознании этих выделенных групп этнофоров, в аспекте обнаружения размывания параметров этнической самоидентификации, как следствия процессов урбанизации и глобализации. При этом априори предполагалось обнаружить у испытуемых на селе в большей степени устойчивой самоидентификации себя как этнического белоруса, нежели среди испытуемых в городской среде.

В основу теоретической базы исследования были положены методологические разработки исследователей - психологов, этнографов и этнопсихологов, таких как: Ю. В. Бромлей, А. X. Гаджиев, Г. Д. Гачев, Р. Ш. Джарылгасинова, В. Ю. Хоти не ц, и другие. В исследовании приняло участие 60 школьников в возрасте 13 - 15 лет, из них 30 респондентов из Минской средней школы №82, и 30 респондентов из сельских, школ Минской области.

В результате исследования было выявлено различие в этноидентификации сельских и городских школьников. Так 63.3% сельских школьников ведущим признаком этноидентификации считают страну проживания. Для городских этот признак менее значим, и его признают примерно 20% учащихся. Зато 33% городских школьников считают ведущим фактором в выборе национальности национальность отца и 20% от их числа определяют свою национальность по собственной воле. Менее значимым фактором этнической идентичности оказался фактор принятого языка общения и письма: для городских школьников его значение - 10%, а для сельских - 13.3%, что сопоставимо Совсем незначимым фактором, определяющим национальность, является национальность матери: для городских школьников - 3,3%, а для сельских - отсутствует вовсе.

Важным показателем этнического самосознания являются два признака: этноинтегрирующий и этнодифференцирующий [1; 3{. На первом месте среди этноинтегрирующих признаков, характерных как для сельских, так и для городских школьников, расположились «черты характера, психология». Второе ранговое место у городских школьников, занимают «черты внешнего облика». На третьем месте для них стоит «национальный язык».

Для сельских школьников характерным оказался тот факт, что на втором ранговом месте расположился такой интегрирующий признак, как «общее историческое прошлое». На третьем месте оказались такие признаки, как «поведение» и «религия».

По этно дифференцирующим признакам отмечается частичное совпадение между обеими группами школьников, на что указывает выставление на первое место фактора-«культурные традиции и обычаи». Сельские школьники одновременно с «культурными традициями и обычаями» на первое место отнесли и «национальный язык», как основной элемент, отличающий один этнос от другого. Городские же школьники «национальный язык» отнесли на второе место. На втором ранговом месте у городских и сельских школьников расположился такой признак, как «черты внешнего вида». На третье ранговое место городские школьники отнесли «черты характера», а сельские - такой фактор как «верования».

В результате исследования локус контроля, как интегративной характеристики этнического самосознания, по методике Е. Ф, Бажина, Е, А. Голынкиной, А. М. Эдкинда [2], было выявлено, что 63.3% сельских школьников имеют внутренний локус контроля, городские - 40%. В то же время 53.3% городских школьников имеют смешанный локус контроля, а сельские - 36%. То есть, сельские школьники более последовательны и настойчивы в самоактуализации. Они более общительны, легко идут на контакт, уравновешенны, независимы и доброжелательны, и успех или «не успех» в деятельности воспринимается ими как результат собственных действий и психофизиологических характеристик. Городские школьники случившимся событиям будут придавать смысл собственного достижения, полученного благодаря своей работоспособности, целеустремленности, а не как стечение случайных обстоятельств.

На основе проделанной работы можно сделать следующее заключение; в настоящее время   даже   в   компактном,   в   территориальном   отношении,   ядре   этноса,   в его быстроизменяющейся части, - среде подростков, происходит накопление различий в этническом самосознании. Одним из тревожных выводов можно считать и факт отсутствия в сознании большинства школьников четкого механизма самоидентификации себя, как представителя данного этноса, и ощущения полной общности со своим этносом. Все это -
проблемы и вопросы воспитания школьника в семье и школе, то есть в самой среде проживания.

ЛИТЕРАТУРА:
1.    Бромлей Ю. В Этнос и этнография. М: Наука, 1973. - 272с.
2.    Ратанова Т. А.,  Шогенов А. А.  Этнопсихология.  Психологические особенности
этнического самосознания горских евреев и осетин (на материале диаспор Кабардино-Балкарии) 2001г. // Психологический журнал, 2001, том 22, №3, С. 37 - 48
3.    Хотинец В. Ю. Этническое самосознание - СПб.: Алетейля, 2000г. - 240с.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz