Четверг, 13.12.2018, 21:33
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: общая

Денисова И.В. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ В СТРУКТУРЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Под содержанием образования понимают систему научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности, овладение которыми обеспечивает разностороннее развитие умственных и физических способностей воспитанников, формирование их мировоззрения, морали, поведения, подготовку к общественной жизни и труду. И.Я. Лернер, В.В. Краевский, И.К. Журавлев в структуре содержания образования выделяют четыре компонента: знания о природе, обществе, мышлении, способах деятельности и др.; общие интеллектуальные и практические навыки и умения; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

Первые три компонента содержания образования связаны с интеллектуальной познавательной деятельностью, поэтому в обобщенном виде это можно характеризовать как интеллектуальный компонент образования. Впервые выделенный авторами эмоциональный компонент имеет свою особенную структуру и функции. Он предполагает  эмоциональное познание мира и творчество в области искусства – эмоциональное творчество, и эмоционально-ценностное развитие.

В.А. Разумный в качестве составных компонентов содержания образования выделяет знания, эмоции, веру. Эмоциональный блок включает эмоциональное развитие школьника, его творческих потенций и продуктивного воображения. Компонент веры предполагает формирование у ребенка веры в свои силы, незыблемости убеждений. Более детальный анализ позволяет представить эмоции и веру составляющими единое целое эмоционально-ценностной сферы человека, так как вера есть эмоциональное состояние души.

Рассматривая вопрос о том, что  в ходе обучения должны формироваться не только знания, умения и навыки, но и осуществляться развитие школьников, Л.С. Выготский, а затем Л.В. Занков в качестве сфер развития называют мышление, волю и чувства. В этом случае знания, умения и развитие мышления можно отнести к интеллектуальному компоненту. Чувства и волю целесообразно рассматривать как неразрывные элементы  в личностной сфере человека, так как сила и напряжение волевого усилия определяется ценностными ориентациями и регулируются эмоциональными побуждениями. Таким образом, эти два элемента представляется возможным отнести к эмоционально-ценностному компоненту образования.

Под эмоционально-ценностным компонентом образования понимают целенаправленное формирование у учащихся системы значимых для личности и общества ценностных ориентаций и развитие их эмоционально-волевой сферы, отраженных в содержании образования и реализуемых в процессе обучения (С.И. Маслов). Основываясь на теории И.К. Журавлева о единой содержательной и процессуальной сторонах обучения, можно предположить, что процесс формирования эмоционально-ценностного отношения представляет собой неразрывную взаимосвязь содержательной и процессуальной сторон. В содержательной системообразующим элементом представляются ценности (то, что необходимо усвоить), в процессуальной - эмоции (средства, способствующие усвоению содержания)...

Скачать статью               Обсудить на форуме

Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz