Четверг, 13.12.2018, 20:34
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: общая

Дихтиевская Е.П. К ВОПРОСУ О ВЫЯВЛЕНИИ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ИДЕЙ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Концептуальные идеи музыкальной педагогики порождаются существующими в данной сфере проблемами. Так, в исторической ретроспективе мы можем наблюдать, с одной стороны, некую непрерывную линию развития педагогики на концептуальном уровне, свидетельствующую об определенном стабилизирующем начале педагогики. Таковой является, прежде всего, традиция, предохраняющая педагогику в целом от бросков в сторону каких-либо модных течений. Справедливо замечают исследователи,- что «образовательная система - это не салон модной одежды. В силу своей главной социальной функции она является гораздо более консервативной, нежели экономическая или политическая система. Открытые человеком законы естествознания, созданные им шедевры литературы и искусства пережили не один социальный строй, и именно они составляют основу фундаментального образования, обеспечивающего связь времен» [1, с. 115]. С другой стороны, в определенные периоды педагогика, к сожалению, не всегда может сохранить целостность взгляда на процессы своего развития, упуская из виду целый ряд определенных проблем.

Прокомментируем сказанное на примере сравнения XIX века и настоящего времени. Опора в XIX веке на единство трех пластов музыкальной культуры - профессионального, народного творчества и духовной музыки - рассматривалась как прогрессивная тенденция, позволяющая отойти от узкого специфического, как считали некоторые педагоги того времени, использования в репертуаре учреждений общего музыкального образования только духовной музыки. В то же время, обзор исторической ретроспективы показывает, что музыкальная культура целостна и всякое нарушение ее полноты (исключение из программ духовной музыки с середины XX века) - это искусственное изъятие из структурного поля художественной культуры ее несущих опор. Такие эксперименты негативно отражаются на процессах общего музыкального просвещения. То, что казалось прогрессивным в XX веке, потребовало специальных усилий по восстановлению единства музыкальной культуры в содержании современного музыкального образования. «Невозможно воспитать половинкой культуры», — пишет профессор В. В. Медушевский [2, с. 29].

То же произошло и с экспериментированием в области сочетания разнообразных видов деятельности в музыкальном образовании: традиционное для нашего народа хоровое пение дополнилось в XIX веке инструментальным музицированием. Кроме того, выделился самостоятельный раздел урока - «слушание музыки». И вновь достижение определенного этапа развития оборачивается своей проблемной стороной: разрушается целостность урока. Понадобилось несколько десятилетий, огромный труд композитора академика Д. Б. Кабалевского и его соратников по восстановлению целостности всего музыкально-образовательного процесса. Традиция общего и музыкального образования сыграла здесь роль стабилизирующего методологического начала, предоставив в распоряжение творцам нового, прежде всего, фундаментальные труды академика Б. В. Асафьева со стороны музыкознания и В. А. Сухомлинского - со стороны общей педагогики.

Ядро традиции составляют концептуальные идеи современности в области культуры и образования. Они могут послужить методологической основой анализа развития педагогического процесса в сфере преподавания музыки. На наш взгляд, сегодня можно выявить следующие идеи:
  • всепроницающее начало социальной педагогики в жизни общества, социально-воспитательный эффект, педагогическое измерение всякой деятельности (политической, культурной, художественной, и др.);
  • выдвижение новой культурологически-смысловой парадигмы образования, осознание образования как способа освоения культуры в целях ее приумножения, развития и совершенствования человеческой личности;
  • выдвижение искусства, художественной культуры в эпицентр образовательной системы как возможность преодоления духовного кризиса, поразившего нашу цивилизацию;
  • обращение человека к художественной культуре, искусству с основной целью формирования ценностного сознания человека, духовно-творческого становления, преображения личности;
  • взаимосвязь реформы школы и претворения в образовании вековых традиций отечественной культуры;
  • утверждение апостольско-христианской основы русской, отечественной, а также и подлинной западноевропейской культур;
  • выделение в процессах глобализации позитивных и вредных для развития и жизнедеятельности общества и человечества тенденций (педагогика созидания и антипедагогика растления);
  • выдвижение художественного образа в смысловой центр занятий искусством, постановка шедевра в центр всей предметной сферы внимания на уроке музыкального искусства;
  • выявление художественной специфики преподавания искусства, построение уроков музыки на основе закономерностей музыки;
  • построение процесса общего музыкального образования как системы последовательного и комплексного развития музыкальных способностей детей, интегрирующим качеством которых является музыкальное мышление;
  • преподавание искусства в формах личной творческой деятельности детей и восприятия ими творческого опыта других.
Литература
1.    Забелина Г. Реформа образования в России - есть ли свет в конце туннеля? М., 2005.
2.    Медушевский В. В. Концепция. Духовно-нравственное воспитание средствами искусства. Мн., 2001.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz