Понедельник, 28.05.2018, 10:45
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: общая

Джулай Е.Д. КУЛЬТУРА УМСТВЕННОГО ТРУДА БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ КОМПЬЮТЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ
Во всех развитых странах в настоящее время ставиться задача подготовки специалистов к высокоэффективной работе с персональным компьютером (ПК). Значительные различия в возможностях доступа к ПК, а, следовательно, и овладения им неизбежно приводят к возникновению еще одной задачи - прогнозирование успешности компьютерного обучения и эффективности деятельности будущих специалистов.

Высокий уровень умственного развития, гибкое мышление, хорошая память являются благоприятными предпосылками для успешного обучения. Однако своеобразие человеческой индивидуальности не исчерпываются особенностями его интеллектуальной подготовки и своеобразием познавательных процессов. На успешность обучения в целом, как известно., влияют также врожденные психофизические особенности человека.

При работе с компьютером очень большую роль играют такие личностные особенности, как внимательность, аккуратность, тщательность, добросовестность. Их можно рассматривать как универсальные, способные проявляться у любого человека и отражаться на процессе овладения, любым видом деятельности. Формирование этих качеств зависит, прежде всего, от желания и настойчивости самого учащихся. Однако компьютер вследствие строгости действия загружаемых в него программ постоянно предъявляет к работающему с ним человеку достаточно жесткие требования, без соблюдения которых он работать не будет. В этом случае компьютер играет роль весьма серьезного дисциплинирующего фактора в общей логике учебного процесса.

Применение вычислительной техники в учебном процессе открывает новые пути в развитии навыков мышления и умения решать сложные проблемы, предоставляет принципиально новые возможности для активизации обучения. С появлением компьютера реализация его педагогических возможностей пошла по схеме обучения, а не самообучения, чему способствовали несколько факторов.

Во-первых, это - традиционная схема организованного обучения в человеческом обществе и ее, хорошо изученную и отработанную проще перенести на компьютер. Во вторых, традиция внедрения компьютера в человеческую деятельность всегда связана с перенесением на компьютер того, что хорошо отработано в «ручном» исполнении, а традиционный подход в обучении «отрабатывался» более двух тысячелетий. В-третьих, созданием и внедрением компьютерных систем обучения занялись в инициативном порядке преподаватели, которые, естественно, перенесли в обучающие программы свою методологию, т. с. моделировали с помощью компьютера свое поведение в процессе обучения.

Опыт компьютеризации различных сторон человеческой деятельности показал, что внедрение компьютера дает многократное повышение эффективности. Образование не получило столь убедительного ускорения. Даже массовое использование компьютера в учебном процессе заметно не сократило общий срок обучения. Обычной стала ситуация, когда эффективность компьютерного обучения надо доказывать с привлечением довольно тонких статистических критериев; иными словами, КПД компьютера в общем учебном процессе пока еще очень мал.

Действительно, всякое новое средство изменяет не только процесс достижения цели, но и технологию. В традиционном компьютерном обучении сохранена старая докомпьютерная технология, связанная с налаживанием эффективной коммуникации между источником информации (учителем- компьютером) и ее потребителем (учеником). Именно этому служил институт методик обучения, целью которых по сути дела была и остается «перекачка» знаний от учителя к ученику. С появлением компьютера этот подход не изменился, и методики преподавателя механически переносятся на процесс компьютерного обучения, сохраняя докомпьютерную технологию: подача материала - вопрос - ответ - снова подача и т. д. Это и является первопричиной малой эффективности использования компьютера в образовании. Значит, следует изменить технологию, т.е. рассматривать процесс обучения не как «перекачку» знаний, а как процесс управления состоя «тем ученика.

Как видно из вышеизложенного, перспектива приближающейся массовой компьютеризации обучения создает необходимость большого целенаправленного груда в данной сфере: нужны глубокие и разносторонние исследования процесса обучения с точки зрения целесообразности и эффективности внедрения ПК, д стать пая разработка конкретных методик, в конечном счете - создание принципиально новой модели всего процесса обучения. Значение компьютера как инструмента педагогического труда вышло да!еко за рамки очередного ТСО и расценивается в настоящее время как самый мощный и объективный фактор эволюции всех систем образования. Это подтверждается следующими выводами: последовательное развитие и реализация всех возможностей ПК неизбежно приводят к необходимости пересмотра существующей методической системы; совокупность методик работы с ПК и их специфическое своеобразие дают основание для определенной перестройки всей системы обучения в целом.

Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz