Четверг, 13.12.2018, 20:49
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: общая

Ермолович О.Н. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.БРЕСТА В ПЕРИОД С 1950 ПО 2006г.
Тема нашего исследования практически не изучена в литературе несмотря на ее очевидную актуальность. В этой связи мы ставили своей целью: определить динамику развития дошкольного образования в г. Бресте с 1950 по 2006 г. и выявить основные тенденции этого развития. Мы предположили, что сеть дошкольных учреждений (ДУ) в период с 1950 по 2006 г. в г. Бресте развивалась неравномерно: стремительный рост в период с 1950 по 1991 г. сменился спадом (1992-1997 гг.), обусловленным социально-экономической ситуацией в стране, а с 1998 г. и по настоящее время наблюдается подъем в развитии ДУ на более качественном уровне.

В 1950 г. в г Бресте работали 3 ДУ с численностью 238 детей. К сожалению, они не соответствовали техническим и санитарным нормам - сказывались трудности послевоенного периода. Не хватало и достаточного количества детских садов санаторного типа, в которых так нуждалось население (30% детей болели бронхитом), работники народного образования получали низкую заработную плату. Но, несмотря на эти трудности, к концу 1950 г. было открыто еще 2 детских сада (ныне это я/с № 9 и 11).

Широкому развитию сети дошкольных учреждений способствовало постановление ЦК КПБ и Совета Министров БССР от июля 1959 г «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста». Принимались меры к дальнейшему расширению сети дошкольных учреждений, улучшению руководства и контроля их деятельности. В связи с расширением границ города, занятостью взрослых, природным приростом населения и миграционными процессами (к 1959 г. численность населения города достигла довоенного уровня и составила 73,6 тыс. человек) необходимо было развивать сеть ДУ. К 1963 г. количество ДУ увеличилось вдвое (10), среди них санаторный ясли-сад для профилактики и снижения заболеваемости туберкулеза у детей. Несмотря на имеющиеся достижения спрос растущего населения на ДУ по- прежнему превышал предложение. Но в то же время тенденция на ускоренный рост ДУ продолжалась, и уже через 5 лет в Бресте их было зафиксировано 38. Следует отметить тот факт, что из 38 заведующих ДУ только двое имели высшее образование и по сему приходилось обращаться за квалифицированными педагогическим кадрами в другие области республики и в РСФСР.

В 70-е гг. XX в. было .много сделано по расширению сети ДУ, укреплению их материальной базы и улучшению воспитательно-образовательной работы. На базе яслей-садов открывались санаторные группы для часто болеющих детей и специализированные группы для детей с особенностями развития, с нарушениями речи и т.д. (я/с № 2, № 27, № 28). Впервые в г. Бресте, исходя из новых научных подходов в организации дошкольных учреждений был открыт в 1977 г. «Детский центр развития ребенка» (я/с № 52).

Важным этапом в дальнейшем развитии дошкольного обр&зоаания стало разделение г. Бреста на Ленинский и Московский районные отделы народного образования, что позволило повысить качество работы в этом направлении. В момент деления г. Бреста на районы на территории Московского района к этому времени находилось 23 ДУ . (из них 16 ведомственной принадлежности), а на территории Ленинского района - 17 (7 из них ведомственные). Как видно из цифр, в общем списке ДУ ведомственные ДУ преобладали, т.к. предприятия г. Бреста имели возможность создавать хорошую материальную базу в открывающихся ясли-садах и тем самым удовлетворять потребности своих работников. В 70-е гг. XX в. в городе по-прежнему наблюдается тенденция на увеличение дошкольных учреждений, но из-за высокого природного прироста населения (в 1988 он составил 3481 ребенок) их катастрофически не хватало. Наполняемость групп достигала 40 детей, а в очереди РОНО находилось более 400. В таких условиях модель работы в ДУ в большинстве своем носила учебно-дисциплинарный характер, творчество воспитателей не поощрялось.

В 90-е гг. в связи с развалом СССР в республике наблюдался политический и экономический кризис. Строительство ДУ приостановилось и даже начался обратный процесс - некоторые предприятия закрывали ДУ, т.к. не могли их содержать. В этой ситуации началась тенденция на перевод некоторых ведомственных ДУ на баланс РОО. В период с 1992 по 1997гг. имел место явный спад в развитии сети ДУ, вызванный к тому же и демографической ситуацией в стране. Но вместе с тем, в 1998г. наблюдалась положительная динамика прироста населения. К этому времени удалось сохранить сеть ДУ, а в районах новостроек даже началось их строительство.

С 1998г. и по настоящее время начался новый этап подъема и более качественного развития дошкольного образования, его реформирования. Этот процесс выразился в следующих тенденциях: открываются новые типы ДУ (центры развития ребенка, школы-детские сады); происходит аппробация и внедрение новых программ и технологий; повысилось качество подготовки воспитателей и их работы; запросы населения в общественном дошкольном образовании максимально удовлетворяются (в данное время в Брестской области функционирует 592 ДУ, из них 68 в Бресте).
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz