Понедельник, 21.05.2018, 21:53
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: общая

Филимонова И.Ю. РАЗВИТИЕ МЕТАКОГНИТИВНЫХ РЕГУЛЯЦИЙ У СТУДЕНТОВ
В самом общем смысле «метакогниция», концептуализированная в работах Дж. Флавелла, Дж. Брауна, Р. Сиглера, Дж. Борковски и других, означает знание субъекта о своих знаниях и контроль над когнитивным действовал нем. Метакогниция состоит из метазнания и механизмов регуляции когнитивной деятельности, позволяющих субъекту образования строить собственной уникальное действие в любой нестандартной учебной ситуации. Задача превращения субъекта в «аналитика», «администратора» своих стратегий и методов работы, знающего, где и как их употребить», будет решена, если студенты будут обучаться механизмам метакогнитивных регуляций [1, Р.32].

Метакогнитивные регуляции призваны упорядочить информацию о стратегиях когнитивного процесса, позволить осознать учебные ситуации, вызывающие затруднения, выбрать адекватные процедуры решения учебных задач. Метакогнитивные регуляции состоят из трех типов действий: планирование действия, контроль над ним в ходе когнитивной деятельности и оценка результативности действий субъекта [2]
М. Гранжа, профессор педагогического института университетского цикла (IUFM. г. Гренобль, Франция), предлагает несколько вариантов развитая метакогнитивных регуляций у студентов. Один из них - создание таких учебных ситуаций, которые потребуют от студентов осуществления саморегуляций. При этом необходимо, чтобы субъект сталкивался с необходимостью реализации достаточно сложной учебной задачи, требующей мобилизации рефлексивной практики (в отличие от ситуаций, для разрешения которых достаточно применить доведенные до автоматизма навыки). Кроме того, студенты должны иметь возможность выбора стратегии, необходимой для достижения понятной им цели. Студенты вправе прибегать к письменной опоре (черновик, схема, список критериев) с тем, чтобы осознать механизмы собственной когнитивной деятельности. Субъект должен иметь возможность общаться с товарищами с тем, чтобы обсудить эффективные, на его взгляд, стратегии [3].

Данные характеристики позволяют инициировать у студента активное саморегулирование, поскольку в данной ситуации ему недостаточно руководствоваться ни интуитивным подходом, ни субъективным видением путей возможного решения учебной задачи.

Второй путь развития метакогнитивных регуляций - внедрение в педагогическую практику эпизодов метакогнитивного (само)анализа (метакогнитивных пауз - М. Роменвилль, Б. Ноэль), в ходе которых актуализируются метазнания, катетеризованные в группы вопросов относительно:
1. индивида (Что каждый студент знает о содержании деятельности0 О своих успехах (неудачах) в конкретной деятельности? О средствах, позволяющих ему успешно реализовать учебную задачу?);
2.    учебной задачи (Что каждый студент знает о целях учебного действования? О критериях его реализации (как приступить к ней) и о критериях успешности действования (как узнать, достигнута ли цель)?;
3.    учебных стратегиях (Что каждый студент знает о механизмах осуществления деятельности? О механизмах поступательного контроля над ходом реализации
учебной задачи? О способах успешного действования? О требованиях преподавателя? [3]

Подобный самоопрос может предшествовать учебной деятельности, проистекать параллельно ей или по ее завершении. Исследования показали, что наиболее эффективны проактивные (нацеленные на будущее) регуляции, поскольку они позволяют студентам предвосхищать учебные стратегии, мобилизовмвать имеющиеся знания, а значит, успешнее решать учебную задачу. Протекающий одновременно с решением задачи самоопрос слишком усложняет учебное действование, а самоопрос, осуществляемый по завершении учебной деятельности, носит характер констатации фактов и не способствует повышению уровня мотивации субъектов образования [4], [5].

В качестве средств, способствующих развитию метакогнитивных регуляций, можно предложить портфолио, дневник успехов, содержащий лишь свидетельства об обретенных компетенциях, стенд знаний, ярмарку знаний, координацией ну то базу, таблицу ошибок.

ЛИТЕРАТУРА
1.    Wolfs, J. L. Methodes de travail et strategies d'apprentissage: Du secondaire a l'utiiversite/ J.-L.
Wolfs. -• T ed. - Bruxelles : De Boeck & Larcier, 2001. - 332 p.
2.    A Hal, L., Saada-Robert, M. La rnetacognition : cadre conceptuel pour Г etude des regulations en situation scolaire / Allal, L., Saada-Robert, MJ/ Archives de psychologie. - 1992. - Vol. 60, N 2. -P. 37-64
3.    Grangeat, M. Processus cogoitifs ct diffcrenciation pedagogique / M. Grangeat // L'evaluation des competences et des processus cognitifs, modeles, pratiques et contextes ; C. Depover, B. Noel (Eds).-Brux., 1999, - P. 115-127.
4.    Doudin, P.-A., Martin, D., Pons F. Dans one perspective mctacognitive / Doudin, P.A., Martin, D., Pons F. //Les Cahiers Ped. - 2002. - N 408. - P. 32-34.
5.    Vecci de, G., & Carmona-Magnaldi, N. Fa ire construire des savoirs / Vecci de, G., & Carmona-Magnaldi, N. - Paris : Hachette, 1996. - 264 p.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz