Понедельник, 21.05.2018, 21:49
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: общая

Филиппенко Е.Ф. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ВОСПИТАТЕЛЯ
Воспитание в системе образования в последние годы стан о одним из приоритетных направлений государственной политики. Его важнейшими задачами провозглашены формирование у подрастающего поколения гражданской ответственности, правового самосознания и духовности. Решение сформулированных государством задач воспитания требует соответствующей подготовки будущих педагогов-воспитателей. Однако опыт показывает, что многие выпускники вузов испытывают значительные трудности в осуществлении воспитательной деятельности в образовательных учреждениях, в организации общения и взаимодействия с воспитанниками.

Однако, несмотря на признание учеными необходимости подготовки специалистов вуза к осуществлению воспитательной деятельности, данная проблема остается слаборазработанной. Например, не выделен достаточно полно комплекс знаний и умений, которыми должен обладать педагог-воспитатель для эффективного осуществления воспитательной деятельности; не достаточно полно определены педагогические условия эффективной подготовки будущего педагога к воспитательной деятельности и как результат все это предопределяет недостаточный уровень подготовки будущих специалистов и неудовлетворительное качество воспитательного процесса в целом.

Проведенный нами анализ педагогической литературы показал, что такой автор как Р.Ф. Ковтун, выделяет три блока компетенций, которые необходимы молодому специалисту для успешного осуществления воспитательной деятельности в образовательном учреждении. По мнению данного автора, в первый блок следует включить теоретические знания, знание систем и теории воспитания, психологической структуры личности, знание проблем формирования ее мотивацнониой сферы, содержания обучения, направленного на развитие педагогических способностей. Теоретические знания наиболее полно реализуются через методическую функцию воспитательной деятельности. Именно с этой функцией связано достижение наиболее высоких результатов в профессиональной деятельности педагога.

Методическая подготовка рассматривается Р.Ф. Ковтун, как овладение молодым педагогом знаниями методики учебно-воспитательного процесса и умением применять педагогический опыт. Центральным звеном в системе подготовке молодого специалиста должно быть формирование у будущих педагогов-воспитателей способности творчески мыслить, принимать решения, оптимальные для конкретных условий его практической деятельности.

Третьим компонентом в подготовке молодого специалиста к воспитательной деятельности Р.Ф. Ковтун выделяет практическую подготовку, которая по ее мнению должна включать овладение и сознательное применение молодыми специалистами психолого-педагогических знаний и умений, необходимых для творческого решения конкретных профессионально педагогических задач. [1, с. 40-42]

Следует отметить, что результативность работы любой системы зависит от того, в каких условиях она функционирует. Поэтому обратимся к педагогическим условиям, которые характеризуют область эффективного использования выше указанных знаний.

Под педагогическими условиями Н.М. Яковлева понимает совокупность мер, направленных на повышение эффективности педагогической деятельности. [2, с.22]
В результате анализа педагогических условий мы пришли к выводу, что наиболее значимыми, существенно влияющими на эффективность подготовки молодого специалиста к воспитательной деятельности являются следующие педагогические условия:
  • непрерывность процесса подготовки педагога-воспитателя;
  • наличие творчески работающих преподавателей вуза;
  • формирование мотивационно-ценностных ориентации молодых специалистов на воспитательную деятельность;
  • организационное   стимулирование  активной   субъектной   позиции   студентов в воспитательном процессе в образовательном учреждении;
  • разработка и реализация программ для курсов повышения квалификации молодых специалистов.
Таким образом, для эффективного осуществления подготовки будущего педагога к воспитательной деятельности следует формировать у него теоретические, методические и практические умения у- их формирование должно осуществляться с учетом выше указанных педагогических условий.

Литература:
1. Ковтун Р.Ф. Условия повышения качества подготовки молодого специалиста к воспитательной работе // Актуальные проблемы управления качеством образования. -Челябинск, 2004. - Вып. 8. - С.37 -45.
2. Яковлева Н.М. Система педагогических задач и их роль в подготовке будущего учителя к профессионально-творческой деятельности / Н.М. Яковлева // Научные понятия в учебно-воспитательном процессе: тез. докл. межвуз. науч.-практ. семинара / Челяб. гос. пед. ин-т. -Челябинск, 1995. ~~ 4.2. - С.22-23.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz