Понедельник, 28.05.2018, 10:45
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: общая

Гончарова Е.П. ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ИНТЕГРАТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Основные тенденции современного музыкально-педагогического образования тесным образом связаны с постиндустриальными парадигмами, ведущей из которых является гуманистическая теория личностно ориентированного обучения [1]. Приходится констатировать, что практическая реализация коренных направлений этой теории возможна в случае преодоления противоречий, главное из которых -противоречие между возрастающим уровнем конкуренции на рынке труда, влекущим за собой угрозу безработицы, и недостаточным качеством подготовки специалиста в вузе.

Данное противоречие порождает ряд других, например:
•    установка вуза на подготовку высококвалифицированного выпускника и нестабильность довузовской подготовки абитуриента в учреждениях начального и среднего специального музыкального образования;
•    ориентация вуза на осознанное приобретение студентом профессиональных качеств и недостаточная информированность абитуриента о будущей специальности ( в том числе и второй, или дополнительной);
•    внедрение в образовательный процесс вуза инновационных форм, методов, средств обучения и недостаточные возможности учреждения общего среднего образования сформировать у будущего абитуриента соответствующие компетенции.

В результате сегодня в музыкально-педагогическом образовании возникает проблема качественной довузовской подготовки студента -будущего учителя музыки. Решение этой проблемы, на наш взгляд, возможно на основе принципов интеграции общего среднего и высшего музыкально-педагогического образования. Практическая реализация интегративных направлений музыкально-педагогического обучения возможна путём создания соответствующего профильного образовательного пространства. Знакомство с основами предполагаемой профессиональной деятельности, осуществляемое через профилизацию обучения на третьей ступени общего среднего образования, способствует самоопределению подростка, его осмысленному выбору самостоятельного жизненного пути. Профильное обучение помогает выявить и творчески развить профессиональные склонности, задатки и интересы ученика [2].

Подтверждением актуальности интегративных процессов в музыкально-педагогическом образовании является мысль о необходимости опережающего уровня развития человека по отношению к вузовскому обучению [3]. В связи с нарастанием информатизации образования в последние годы объектом исследования становится проблема осознания необходимости опережающего развития творческой индивидуальности школьника по отношению к вузовской подготовке [41. Социальная потребность на рынке труда вынуждает учащихся, их родителей, учителей уже на старшей ступени школы задаваться вопросом о том, как обеспечить удовлетворительную внедренность в профессиональную жизнь. Ответ, по мнению ученых, [5—6] находится в плоскости активизации всех человеческих ресурсов, актуализации творческих возможностей индивидуальности школьника уже на профильной ступени его становления.

Следует подчеркнуть, что вопросам взаимной связи профессиональной карьеры и профильного самоопределения посвящен целый ряд исследований (А. М. Балбеко, И. В. Зорин, Е. А. Климов, И. В. Кузнецова, А. К. Осинский, Е. М. Павлютенков, В. А. Поляков, И. Н. Скударнова, А. И. Сухарев, Б. А. Федоришин, С. Н. Чистякова). Заметим, что в последние годы учёных особенно интересует проблема интеграции социального заказа и индивидуальной самореализации в профильном обучении. По мнению А. В. Хуторского, взаимодействие этих двух направлений может быть реализовано через приобретение учеником профильного класса основных компетенций (ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых, компетенций личностного самосовершенствования) [5, с. 154].

Ознакомление с современными тенденциями европейского музыкально-педагогического образования показывает, что, например, в Польше вопросы взаимодействия уровней подготовки будущего учителя музыки решаются через систему профилированных лицеев, что позволяет в вузе включать в перечень обязательных для изучения такие предметы, как «Инструментальная   импровизация»,   «Пропедевтика   композиции и аранжировки», «Интеграция искусств», «Реклама и маркетинг в сфере культуры» [7].

Российский опыт профилизации обучения, подчеркивая необходимость учета реальных потребностей рынка труда и отработки гибкой системы данного направления, базируется на кооперации старшей ступени школы с учреждениями высшего образования. Исследуя отечественный опыт профильного обучения (А. И. Жук, А. В. Козулин, Г. В. Пальчик, А. В. Перевозный, В. П. Плиско, О. Н. Солдатова), подчеркнем, что в его основе лежат принципы интегративности и преемственности между общим средним образованием и профессиональной подготовкой специалиста.

Литература
1. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. М., 1997. Ни 4. С. 11—17.
2 Концепция профильного обучения в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (Проект) // Настаунцкая газета. Мн., 2003. № 173.20 нояб.
3.    Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в развитии личности // Психология формирования и развития личности / под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1981.
4.    Барахсанова Е.А. Развитие творческой индивидуальности школьников в условиях информатизации образования: автореф. дис.... д-ра пед. наук: 13.00.01. Якутск, 2004.
5.    Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. М., 2005.
6.    Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования: сб. науч. тр. / под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М., 2003. С. 145.
7.    Полухин Р. А. Подготовка учителей музыки в Польше в условиях современной рефор¬мы системы образования / Р. А. Полухин; научред. Л. А. Добрынин. Брест, 2004.
Они предлагают ...

О разном...

Пишет сайт http://zalpoeta.net
Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz