Понедельник, 28.05.2018, 10:42
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: общая

Гущенко Ю.В., Ананченко Г.В. РОЛЬ УЧЕБНИКА В ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ (ДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Важную роль в обеспечении личностного развития учащихся выполняет школьный учебник. В личностно-ориентированном обучении целевой и структурной основой конструирования учебников служат соответствующие качества личности учащихся, которые развиваются в ходе специально организуемой деятельности. Сверхзадача учебника – помощь в обеспечении личностного развития учащегося по отношению к изучаемому курсу. Решать эту задачу можно на основе специальных средств, с помощью которых организуется образовательная деятельность учеников. Это прежде всего исследовательская, творческая деятельность ученика, его участие в диалоге с автором или персонажами учебника, сопоставление различных точек зрения и подходов, включение оценочной позиции по отношению к материалу, рефлексивное осмысление прочитанного.

В соответствии с культурологической концепцией содержания образования, основными компонентами содержания учебника выступают информативный, репродуктивный, творческий и эмоционально – ценностный компоненты. Каждый компонент имеет определённый состав и средства воплощения в учебнике.

Информативный компонент представлен в учебнике в форме вербального и символического изложения, а также иллюстративным материалом (лексика, факты, законы, методологические и оценочные знания).

Репродуктивные задания (репродуктивный компонент) ориентируют на общеучебные, предметно – познавательные и практические действия.
Процедуры творческой деятельности (творческий компонент) задаются с помощью проблемного изложения, проблемных вопросов и задач, эвристических заданий, свернутого текста.

Эмоционально – ценностный компонент отражает мировоззренческую, нравственную, практико–трудовую, идейную, эстетическую и другие направленности. Это обеспечивается яркостью и изобразительностью изображения, обращением к жизненным проблемам и личному опыту учеников, парадоксами и другими средствами (1, с. 215).

Можно выделить некоторые особенности школьного учебника как важного средства обучения:
  • учебники  широко охватывают цели, содержание и основные дидактико – методические черты учебного плана. Они создают для большинства предметов общую картину содержания образования, картину уровня общих и частных целей в рамках отдельных учебных предметов или классов, а также существенных воспитательных возможностей, которые присущи учебным материалам и соответствует воспитательным целям школы. Таким образом, материалы учебников коренным образом отличаются от большинства других средств обучения, которые преимущественно содержат тематически более узко ограниченные темы учебного материала (учебные фильмы, диски);
  • главная особенность учебника в том, что он предназначен для ученика, так как содержание текста, подбор примеров, язык  рассчитаны непосредственно на ученика соответствующего возраста. Как правило, учебники постоянно находятся в распоряжении каждого отдельного ученика продолжительное время. Таким образом, они могут применяться в любое время, как на уроке, так и дома, например, для подготовки домашних заданий. В этом плане учебники отличаются от многих других средств обучения, которые могут применяться почти исключительно на уроке, а именно в классе, а также при организованной коллективной внеклассной работе;
  • учебники далеко выходят за рамки специфических требований классно-урочного обучения и доступны самым широким кругам читателей. Они находятся в распоряжении каждой семьи. Как показывает практика, они часто используются родителями, старшими братьями и сёстрами или воспитателями групп продлённого дня, когда нужно помочь ученикам при подготовке домашнего задания;
  • школьные учебники – средство обучения, которое при условии соответствующего использования позволяет ученикам работать с научной литературой;
  • учебники и другие средства обучения предполагают наличие определённых форм организации урока (индивидуальная работа, групповая). Учебник преимущественно используется каждым учеником в соответствии с указаниями учителя.
В учебниках «Музыка» для начальной школы основные компоненты представлены следующим образом: информационный компонент (знания) представлен в виде текста; репродуктивный компонент – зафиксирован в виде учебных заданий; творческий компонент представлен в виде постановки творческих задач; эмоционально – ценностный компонент дан через нотные примеры, предполагающие восприятие музыки детьми как вида искусства.

Таким образом, критериями личностной ориентации учебника являются следующие отображенные в нем соотношения: информационный и деятельностный компоненты; продуктивный и репродуктивный; изучение реального мира и готовых знаний о нем.

ЛИТЕРАТУРА
1. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 352с.

Скачать статью               Обсудить на форуме

Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz