Четверг, 13.12.2018, 22:02
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: общая

Коробанов С.И. ТЕХНОЛОГИЯ ОТБОРА УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ В ПЕДВУЗЕ
Владение современными информационными технологиями является важным компонентом в структуре профессиональной подготовки учителя, однако его содержание трактуется исследователями по-разному, исходя из общих требований к современному учителю – неспециалисту в области информационных технологий, из требований узкоспециализированной деятельности и т.д. В рамках нашего исследования особый интерес вызывают компоненты подготовки учителя музыки к использованию современных информационных технологий, музыкальных программных средств в школе.

Музыкальные программные средства (далее МПС) – относительно новое направление компьютерных технологий, поэтому содержание и пути формирования ЗУН в этой области остаются открытыми. В настоящий момент существует большое количество популярной и справочной литературы по МПС, однако проблема разработки учебных пособий в области профессионального педагогического образования остается актуальной. При моделировании профессионально значимого минимума, необходимого для эффективного использования музыкальных программных средств в школе, возникает ряд проблем касательно содержания и выбора форм обучения студентов. Актуальными становятся выявление факторов, влияющих на процесс изучения музыкальных компьютерных технологий, принципов отбора в изучении определенных программных средств, оптимального соотношения операциональных умений, творческого ха-рактера результатов деятельности и личностных потребностей студентов, основы и частоты обновления программных средств в учебном процессе вуза и т.д. Исходя из предпосылок теоретического исследования, можно очертить последовательность задач, встающих при разработке содержания учебного курса в области музыкальных компьютерных технологий:
  • разработка целей и задач курса;
  • выбор программных технологий (энциклопедий, учебных программ, нотных, аудио-, midi-редакторов, плееров и т.д.) и последовательности их изучения;
  • выбор программных средств (конкретных в каждой технологии);
  • выбор минимально значимых функций программного средства;
Здесь главным результатом процесса подготовки будущих учителей в вузе является формирование системного, профессионально значимого минимума, с одной стороны позволяющего эффективно осуществлять профессиональную деятельность, с другой - использовать его в качестве фундамента при освоении новых МПС в условиях самообразования и ме-няющихся программно-аппаратных сред. Совокупность таких предпосылок позволяет сформулировать главную дидактическую цель курса - формирование компьютерной грамотности будущих учителей музыки в области современных музыкальных компьютерных технологий. Исходя из общей, были сформулированы интегрированные цели, которые заключались в формировании:
  • знаний о сущности, функциональных возможностях и закономерностях использования компьютерных технологий в области профессиональной деятельности учителя музыки;
  • целостного, системного подхода к компьютерному обеспечению деятельности учителя, основанного на межпредметных связях и функциональности программных средств.
  • базовых операциональных умений и навыков работы с музыкальными, обучающими и прикладными программными средствами;
При разработке учебного курса по музыкальным программам необходимо учесть две основных направленности обучения – педагогическую (методическую) и инструментальную. При первой, главный акцент ставится на методику применения музыкальных программ в учебном процессе, на их прикладное, иллюстрирующее значение, дидактические возможности. Отсюда, содержанием учебного курса становятся обучающие музыкальные программы, энциклопедии, программы для просмотра слайдов и т.д. В рамках нашего исследования главной направленностью является инструментальная, где МПС выступает в роли основного средства другой области деятельности учителя музыки - исполнительской и звукооператорской. Тем самым, программа или их совокупность становится виртуальным аналогом музыкального инструмента или технического средства – фортепиано, баяна, проигрывателя и т.д. – и опосредовано расширяет исполнительскую деятельность учителя музыки. Необходимо отметить, что профессиональному владению музыкальным инструментом учатся годами, а на освоение музыкальных программ отводится 1-2 семестра. Это накладывает определенный отпечаток на меру и глубину изучения программных средств, а также и проблему их выбора.

Если проанализировать динамику развития МПС, то становится понятно, что эта область информационных технологий развивается стремительными темпами. Ресурсы Internet пестрят ссылками на страницы и каталоги музыкальных программ. Происходит постоянное обновление существующих программ и выход оригинальных МПС [3]. Их обилие ставит перед исследователями проблему классификации, а перед преподавателем вуза - критериев необходимости изучения той или иной программы. Необходимо отметить, что в настоящий момент отсутствует единая классификация программных средств в области музыки. Авторы популярных изданий рассматривают МПС, исходя из контекста какой-либо узко направленной деятельности. Наиболее полной мы считаем классификацию музыкальных программных средств П. Живайкина, куда включены мультимедиа-плееры, MIDI-секвенсоры, автоаранжировщики, нотные редакторы,  музыкальные конструкторы-сэмплеры; многодорожечные цифровые аудиостудии и т.д. [2].

Такой охват характеристик с одной стороны показывает всю широту функциональных особенностей и возможностей МПС, с другой же – может затруднить преподавателя вуза в выборе необходимого программного средства из группы аналогичных. Необходим какой-то общий подход, облегчающий ориентировку в МПС. Например, С. Цоллер предлагает классификацию МПС, исходя из целей деятельности [5, 148]. С. Цоллер рассматривает МПС с точки зрения технологической цепочки процесса создания музыкальной композиции – от записи\синтеза первичного звукового материала до создания мастер-копии и записи готового музыкального продукта на CD. Такая классификация позволяет говорить о системном характере деятельности в МПС. Синтезированный в программе-семплере или записанный через микрофон музыкальный отрывок является первичным материалом обработки в аудио редакторе. Ряд обработанных отрывков, в свою очередь, становится первичным материалом в программах сведения и мастеринга, а законченная композиция проходит окончательную обработку и запись на CD для дальнейшего использования и тиражирования.

Проблема выбора из огромного обилия МПС также усугубляется трудностями в освоении понятийного аппарата. Большинство программ для работы со звуком имеют англоязычный интерфейс. Профессиональные музыканты, работающие в данной сфере утверждают мысль о преимуществах работы в оригинальных МПС, которые лишены ряда ошибок, присутствующих в русифицированных версиях. Кроме того, ошибки перевода англоязычных терминов одной и той же программы (например, CakeWalk Pro Audio) зачастую ставят под сомнение ценность данного программного продукта.

Разнообразие и проблема отбора того или иного программного продукта при прочих равных условиях требует выработки определенных критериев оценки. Существует несколько систем оценки программных средств, из которых наиболее содержательными мы считаем разработки А. Вороновича и А. Радзевича [1; 4]. В тоже время, необходимо отметить, что данные системы имеют обобщенный характер и разрабатывались применительно ко всем типам программных средств. В сфере МПС, как наиболее новой сферы информационных технологий, наблюдается ряд особенностей, которые нужно учитывать при разработке учебных курсов и выбора МПС в целом. На основе практической деятельности и анализа ряда МПС было выявлено следующее:
- ряд музыкальных программ, выпущенных несколько лет назад и считающихся морально устаревшими, в силу своей функциональности успешно решают большинство задач современного пользователя;
- существует ряд МПС, несовместимых с определенными операционными системами, аппаратным и программным обеспечением конкретного компьютера. (наличие свободного места на жестком диске, привода CD-ROM или виртуального диска, компьютера; относительно высокие требования к видеокарте и т.д.).

Таким образом, учитывая материальное обеспечение большинства ком-пьютерных классов общеобразовательных школ Республики Беларусь, при-кладной и творческий характер работы в МПС, результаты которой могут заменить некоторые формы исполнительской деятельности учителя музыки в школе, можно вычленить следующие критерии оценки выбора МПС:
  • Функциональность (соотношение размера файла/области решаемых за-дач, возможности программы, количество важных функций);
  • Эргономика (удобство в использовании, возможность быстрого доступа к необходимым функциям);
  • Расширяемость (возможность подключения дополнительных модулей);
  • Сопутствующая документация (наличие справки и дополнительных материалов по работе с программой);
  • Локализация (перевод справочного материала по программе);
  • Субъективная оценка (мера удобства работы, психологический комфорт);
  • Совместимость с программным и аппаратным обеспечением  (совместимость с операционной системой, легкость в установке программы на компьютер, характер взаимодействия файл/ОЗУ/свободная область на жестком диске, требования программы к видеокарте компьютера).
Также выбор конкретной программы из каждой технологии может основываться на не только на данных критериях, системном характере деятельности, но и на принципе т.н. аналоговой дополняемости функций, сущность которого заключается в сочетании функций специализированной направленности МПС (согласно ведущей технологии) и функций, аналогичных узко прикладным программам, а также в осуществлении максимально возможной совместимости с другими МПС.

Например, программа Encore (ведущая технология – нотный редактор) позволяет осуществлять нотный набор с помощью компьютерной клавиатуры, прослушивать файлы аналогично программе-плееру (Winamp), сохранять нотный текст в файлах, совместимых с нотным редактором Finale и любым midi-секвенсером. Sound Forge (ведущая технология – цифровая обработка звука) обладает множеством функций, широко используемых во многих программах-конструкторах, программах сведения и мастеринга. С помощью CakeWalk Pro Audio (ведущая технология – midi-секвенсер) возможна запись и редактирование файлов midi, сведение и конвертирование midi и аудио треков, импортирование и редактирование файлов нотных редакторов и караоке-плееров и т.д.

Данные положения позволяют сформулировать фундаментальный принцип выбора МПС – насколько эффективно предлагаемое программное средство решает прикладные задачи профессиональной деятельности в этой области, и насколько продолжительным может оказаться период комфортной работы с ним.

Вышеозначенные факторы ставят перед преподавателем вуза задачу разработки курса опережающего характера, который может проявляться, с одной стороны – в постоянном обновлении учебного содержания процесса подготовки студентов к использованию МПС в школе и внедрении новых современных программ в учебный процесс педвуза; с другой – в разработке профессионально значимого минимума, минимальных ЗУН, необходимых для успешной работы в МПС и использовании результатов данной деятельности во внеклассной работе в школе. Базовые ЗУН в данной области рассматриваются как ядро, инвариант процесса подготовки студентов к использованию МПС в школе. По необходимости, обновление содержания учебного материала касается вариантной оболочки программного средства – сопутствующей документации, дополнительных встраиваемых модулей, расширения функциональных возможностей и т.д. – т.е. тех областей в составе МПС, которые используются нечасто или в рамках узко специализированной, например, звукорежиссерской деятельности.

Широкая функциональность МПС привела к проблеме ограниченности учебного курса. Невозможно в рамках академического семестра освоить музыкальную программу, по которой написаны двухсотстраничные справочники. Особенностью курса является и его практический характер, формирование у студентов операциональных умений и навыков, алгоритмической культуры. Тем самым, перед преподавателем вуза стоит достаточно сложная задача выявления базовых, профессионально значимых функций (существенных для деятельности пользователя программы) каждого изучаемого программного средства, необходимых для успешной работы в данной области. Для этого становится важен личный практический опыт преподавателя и проведение сравнительного анализа уникального в каждом МПС спектра функций. Несмотря на различную направленность, результаты практического исследования позволили выявить общие для большинства МПС функции, среди которых:
-    операции создания, сохранения, копирования и т.д., аналогичные широко распространенному текстовому редактору Microsoft Word;
-    сходные по значению команды в МПС, работающих с однотипным материалом – «Measure» в редакторах Encore, Cakewalk Pro Audio означает «такт»; команда «Mute» (заглушить) одинаково используется в семплере Dance Ejay и midi-секвенсере Cakewalk Pro Audio и т.д.;
-    наличие в некоторых МПС шаблонов-установок, т.н. пресетов, с помо-щью которых неискушенный пользователь может редактировать свой музыкальный материал достаточно оригинально.

Однако, даже эти общие функции не избавляют студентов от необходи-мости изучения других возможностей программы. Тем самым, в каждом МПС преподавателю вуза нужно найти оптимальный баланс между изучением удобной в понимании команды (операции) и необходимой для успешной дальнейшей работы. В процессе практической работы мы пришли к выводу, что нахождение такого баланса представляет собой достаточно субъективный процесс, в силу неоднозначности результата творческой деятельности. Музыкальная композиция, создаваемая средствами МПС, обладает чертами произведения, непосредственно исполняемого на сцене – личным подходом к выбору музыкального материала и выразительных средств (т.е. модулей программного средства), драматургии, акцентировании художественных идей, областью и степенью их применения и т.д. Сама программа здесь выступает в роли музыкального инструмента, а ее модули и блоки – орудий и средств творческого процесса.

ЛИТЕРАТУРА:
1.    Воронович А. Полезные программы и система их оценки // Компьют. газ. – 2004. - №1. – С.28 
2.    Живайкин П. 600 звуковых и музыкальных программ [Электрон. ресурс]. – 15 октября 2002 г. - Режим доступа: http://600music.ru.
3.    Кристофер. Что нам дал музыкальный архив в ноябре? // Комп. газ. – 2004. - № 43. – С.31.
4.    Радзевич А. Система оценки программ. Другой взгляд // Компьют. газ. – 2004. - № 36. – С.31.
5.    Цоллер C. Создание музыки на ПК: от простого к сложному. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003. – 320 с.: ил.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz