Понедельник, 21.05.2018, 21:58
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: общая

Королёв М.Г. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Наша страна переживает переломный период своей истории, когда со всей остротой встал вопрос о духовно-нравственных основах сплочения народа. Важная роль в его решении отводится школе, месту, ]де должен формироваться внутренний смысловой стержень личности. Эффективная система духовно нравственного воспитания должна способствовать формированию всесторонне и гармонично развитой личности. В общении и деятельности создаются многообразные отношения человека к миру, к людям, характеризующие его нравственные устои. Нравственность - это неотъемлемая сторона личности, совокупность её сознания, навыков и привычек поведения, обеспечивающая соблюдение ею существующих норм, правил поведения [1]. Духовность человека видят в высших способностях -разумности, воле, совести, свободе, эстетическом чувстве, творческой активности, в способности к любви и служению, а. также в способности устанавливать свободные и ответственные отношения с другими духовными существами [2].

Белорусскую землю принято называть толерантной. Этот термин, распространившейся в 1990-е годы, не совпадает с понятием «терпимость» и означает восприятие культурного, этнического и религиозного разнообразия как ценности. Другими словами, это признание права других быть самими собой, иметь и выражать свои верования и убеждения, неприятие принуждения в вопросах веры, способность к диалогу и умение сотрудничать с ними. Данное понятие выражает интеллектуальную, эмоциональную и социальную зрелость. И одной из задач духовно-нравственного воспитания в школе становится утверждение принципов толерантности для сохранения существующего согласия в нашей стране и профилактики возможных столкновений на религиозной или национальной почве.

Очевидно, что без помощи Церкви решить данную задачу будет затруднительно. Пока только Белорусская Православная Церковь имеет договор о сотрудничестве с Министерством образования РБ, на основании которого на базе некоторых учебных заведениях экспериментально проводится духовно-нравственное воспитание учащейся молодежи на основе православных традиций белорусского народа (в Витебске это СШ № 10, 30 и д/с № 39; ещё в нескольких школах это делают по собственной инициативе). Однако присутствие слова «православный» вызывает негативную реакцию некоторых учителей, студентов гуманитарных специальностей, а также части родителей и учащихся. Преобладание относящих себя к православию в нашей стране безусловно. Согласно социологическим исследованиям, в школах Витебска доля православных составляет около 77% [3]. Однако почва дня возникновения конфликтов есть. Поэтому необходимо формировать такие классы согласно письменным заявлениям родителей, что гарантирует соблюдение прав неверующих и атеистов. Но в тоже время, это может способствовать дезинтеграции учащихся: «это курс для вас, а не для нас».

Наиболее подходящим решением могла бы стать замена в процессе духовно-нравственного воспитания слова «православный» на «христианский». Это позволит интегрировать значительно большее число учащихся, погасить излишнюю агрессивность некоторых кругов, действенно внедрять принцип толерантности в сознание подрастающего поколения и потенциально создаст возможность введения данного курса в качестве обязательного в общеобразовательной школе. Другим возможным вариантом решения данной проблемы может послужить опыт польского Белостока, где значительную часть населения составляю белорусы. Там в процесс духовно-нравственного воспитания вовлечены все учащиеся общеобразовательных школ. Классы разбиты на три группы. В первой обучаются дети-католики, во второй - православные, третью составляют оставшиеся ученики, которые углубленно изучают этику [4].

Сложность решения задач духовно-нравственного воспитания состоит в том, что в образ морального облика современного человека нашего общества входит широчайший крут моральных качеств, определяющих его отношение к миру и к самому себе. Из этого вытекают такие задачи, как последовательность и преемственность начальной и средней школы в процессе приобретения детьми и подростками знаний о нравственных нормах общества и приобщении к ним; формирование положительного нравственного опыта самих детей; направление сознания, чувств учащихся на овладение и реализацию принципов морали. Поэтому не менее важно в процессе духовно-нравственного воспитания чтобы принципы и правила морали нашли своё воплощение в поведении школьника и в его поступках.

Таким образом, важно, чтобы духовно-нравственное воспитание в школе основывалось на принципах толерантности, что будет надёжно служить согласию и стабильности в нашем обществе.

ЛИТЕРАТУРА:
1.    Харламов И. Ф. Педагогика: крат. курс. - Мн., 2005.. - С. 185.
2.    Василенко Л. И. Краткий религиозно-философский словарь. - М, 2000.
3.    Девятых С. Ю. Витебские старшеклассники и студенты в их отношении к религии и религиозным организациям // Чалавек. Грамадства. Свет. - .2005, - № 2. - № 3.
4.    Stelmasiak A. Jaka kondyeja naszej katechezy // Niedziela Ogolnopolska. - 2006. - № 39. - S. 10.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz