Понедельник, 21.05.2018, 21:53
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: общая

Коткова Г.В. РОЛЬ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В СТАНОВЛЕНИИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
Проблема развития творческой личности является одной из наиболее актуальных на всех этапах обучения и воспитания музыканта. Как же помочь ребенку развить в себе способность творчески мыслить? Какова роль учителя музыки, и какова его возможность в этом не простом процессе?

«Ребенок - объект воспитания» - достаточно распространенная позиция в педагогике. Но нельзя забывать о том. что ребенок творит себя сам. А мы, педагоги, лишь призваны, умело направить его. Придя в школу, ребенок впервые начинает самостоятельно учиться, творчески мыслить. Пусть он ошибается и думает не как все, но это его решение, его собственный путь. Главное - поддержать это желание и интерес к самостоятельному поиску.

Процесс развития ребенка, становление его как творческой личности - это таинство, в которое учитель должен вмешиваться с особой осторожностью. Мы заблуждаемся, когда пытаемся дать ученикам готовые пути решения возникающих в учебной деятельности проблем, считая при этом, что так мы ускорим процесс развития ребенка. Естественно, учителю легче научить чему-либо своего ученика, нежели воспитать у него индивидуально самобытное, творчески независимое художественное сознание. Еще Эммануил Кант говорил: «Не мыслям надо учить, а учить мыслить». [1]

У каждого ребенка процесс развития креативности очень индивидуален. Профессионализм учителя заключается в создании благоприятных условий на уроке для успешного развития творческого мышления и творческих способностей. Что же такое - творческие способности? Бесспорно, это способности, которые позволяют ученику самостоятельно создавать что-то новое и оригинальное Д. Б. Богоявленская считает, что «творческие способности проявляются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставиться перед человеком» [1].

Одним из компонентов музыкальной культуры, поэтапным формированием и развитием которой занимается учитель музыки в школе, является музыкально-творческие способности. Благодатной почвой для их развития служит начальный этап обучения в школе.

Основным видом деятельности, как утверждают психологи, в младшем школьном возрасте является учебная деятельность. Но не теряет своей привлекательности и актуальности деятельность игровая, которая помогает легко усваивать новый материал, обобщать пройденный. Поэтому использование игры на уроках музыки для развития творческих способностей важно и необходимо.

Какие же формы игровой деятельности используются на уроках музыки для развития музыкально-творческих способностей? Это различные двигательные, ритмические и вокальные импровизации, сочинение музыкальных фраз и предложений, игры на определение ладовой окраски прозвучавшей музыкальной пьесы, различные музыкальные драматизации.

Развивая творческие способности в младшем и среднем подростковом возрасте, особое внимание нужно уделять развитию мышления ученика, его способности владеть приемами поисковой и творческой деятельности. Современных подростков не устраивает роль пассивных слушателей на уроке. Они ждут необычных форм знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Поэтому учителю необходимо использование нестандартных форм уроков: урок-дискуссия, урок-встреча, урок музыкальная викторина, а также различные творческие задания, направленные на развитие творческого мышления и творческих способностей.

Развивая музыкально-творческие способности учащихся, учитель музыки полноправно участвует в процессе становления творческой личности. Главным для учителя должно быть не столько обучение детей, сколько наблюдение за их развитием в соприкосновении с музыкой и окружающим миром. Участвуя в музыкальном развитии ребенка, педагогу важно отказаться от многих штампов и стереотипов педагогического мышления. Необходима та естественность процесса, когда учитель проходит путь к музыке вместе с ребенком, сообразно природе ребенка и природе искусства. Для этого надо быть уверенным в правильности выбора цели - развитие личности школьника, его дарований, индивидуальности, творческой фантазии. И, конечно, быть уверенным в том, что каждый ребенок - художник, и обязательно талантливый. Умение учителя увидеть способности ребенка, о которых тот сам может не подозревать, и убедить его в этом - самое ценное, что только может быть в музыкальном воспитании и воспитании вообще [2].
Таким образом, роль учителя музыки в развитии современного творчески мыслящего человека велика и должна по достоинству оцениваться с позиции полезности в эпоху использования новых технологий.

Литература
1.    Музыкальное образование в школе / под ред. Л. В. Школяр. М., 2001.
2.    Осеннева М. С, Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников. М., 2001.
2. Психология музыкальной деятельности: теория и практика : учеб. пособие для студ, муз, зь;сш, пед. учеб, заведений / Д. К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К. В Тарасова
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz