Четверг, 13.12.2018, 20:34
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: общая

Куклицкая Г.А. ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ
Важной методологической предпосылкой изучения отдельных индивидуально-типологических особенностей учащихся, как и особенностей свойств личности в целом, является изучение структурных элементов личности, органическая взаимосвязь частей и целого, отдельного и общего.

В учебной деятельности проявляется широкий диапазон индивидуальных различий (индивидуальных особенностей) учащихся. Изучению, диагностике, составлению на их основе типологий учащихся посвящено немало специальных исследований:
•    о свойствах высшей нервной деятельности, особенностях темпера¬мента (Б. Г. Ананьев, В. С. Мерлин, В. Д. Небылицин, И. П. Павлов, Б. М. Теплов и др.);
•    об индивидуальных различиях в психических процессах познава¬тельной деятельности (Б. Г. Ананьев, Д. Н. Богоявленский, Е. Н. Кабанова-Меллер, 3. И. Калмыкова, В. Н. Кулюткин, Н. А. Мен-чинская , Г. С. Сухобская и др.);
•    о способностях (В. А. Крутецкий, А. Г. Леонтьев, Б. М. Теплов, и др.);
•    о мотивах учения, познавательных интересах (Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина, Г. И. Щукина);

Типологический подход представляется нам как один из вариантов осуществления идей системности и целостности в изучении личности, как теоретическая основа индивидуализации обучения. При этом тип, являясь единицей описания, рассматривается нами как целостное образование, не сводимое к комбинации личностных черт. Это дает возможность создавать различные классификации и типологии, что позволяет достаточно успешно решать широкий спектр практических проблем во многих естественных и гуманитарных науках. Этот подход может быть эффективно использован в сфере музыкального образования.

Несмотря на то, что в словарях понятие «тип» и «тип личности» отсутствуют, типологический подход, наряду с «димензиональным» (основанном на «чертах» или «измерения ») по-прежнему остается одним из важнейших направлений исследования личности. Существует множество различных типологических описаний, охватывающих вместе и в отдельности все основные сферы личности: темперамент, способности, направленность. При этом любая типологическая система использует некоторое множество идеальных образов - архетипов, на основании которых производится группировка испытуемых. Смысл этой группировки - объединение исследуемых объектов в классы по сходству с архетипом. Способы определения сходства при этом могут быть самыми разнообразными, начиная от метода экспертных оценок и заканчивая использованием различных невербальных тестов и личностных психодиагностических опросников.

Построенная из теоретических соображений типология обладает важным преимуществом - она позволяет включить не только все изученные, но и выявить некоторые «незанятые» участки, каким является индивидуализация музыкального обучения учащихся педагогического колледжа. Психолого-педагогическая и типологическая диагностика индивидуального потенциала учащихся (уровень музыкальных способностей, тип характера, особенности интеллектуальной, мотивационной и предметно-практической сферы личности) обеспечит более высокий уровень их профессиональной подготовки, нацелит обучение в колледже на развитие индивидуальных качеств учащихся.

Литература
1.    Белов Н. А. Физиология типов. Орел, 1924.
2.    Образовательный стандарт среднее специальное образование специальность 2-030131 «Музыкальное образование». .Министерство образования Республики Беларусь. Мн., 2004.
3.    Петрушин В. И. Музыкальная психология. М., 1997.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz