Четверг, 13.12.2018, 20:50
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: общая

Квилис М.А. К ВОПРОСУ О ПРОЕКТИРОВАНИИ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Современный этап развития общества характеризуется высокими темпами технологического и научно-технического прогресса. В образовании мультимедийные технологии рассматриваются как средства организации учебного процесса. Создание или проектирование подобных средств обучения - одно из направлений реформы современной системы образования. Актуальность вопроса совершенствования средств обучения отмечается многими авторами. По мнению профессора, кандидата педагогических наук В.И. Орлова «...включение других средств обучения, исходя из его цели, позволяет решать все более сложные дидактические задачи, разносторонне обогащать информационный обмен и повышать уровень учебного процесса» [1, с. 23].

Конструирование средств обучения является одной из важнейших задач для современного учителя изобразительного искусства. Многообразие форм художественного образования, форм обучения курсу истории искусства определяет разнообразие комплексов дидактических средств обучения предмету. Создание авторских комплексов средств обучения - актуальная задача современного художника-педагога.

Конструирование средств обучения достаточно изучено в дидактике. Исследованиям данного вопроса посвящены труды А.В. Хуторского, СИ. Кочетова, и др. Вопросы создания средств обучения изобразительному искусству рассматриваются в трудах Г.В. Беды, Б.Н. Юсова, B.C. Кузина, Н.Д. Никанорова и др. Вопросам создания современных средств обучения посвящено исследование В.И. Булавко. Им связываются проектируемые учителем средства обучения с содержанием и структурой учебных курсов, возрастом обучаемых, местом проектируемых средств на занятии, методами и приемами работы учащихся и учителя на занятиях.[2].

Создание электронных средств обучения изобразительному искусству проблема для методики относительно новая и пока недостаточно изученная. В практике преподавания предмета эмпирический опыт уже сложился. Некоторые аспекты этой проблемы рассматриваются в статьях А. Селеке, Ю А. Воронина, В. Вулс, Т. Селиванова и др.

В практике преподавания истории искусства процесс создания электронных средств обучения сопряжен с определенными сложностями: не описаны в литературе компоненты, структура комплекса таких средств, процесс их создания, его этапы (особенности каждого этапа, процедуры, особенности основного результата; компоненты комплекса средств, их виды и особенности). Недостаточность средств методического обеспечения процесса педагогического проектирования электронных средств обучения курсу истории искусств, является затруднением в осуществлении как профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства и истории искусств, так и процесса обучения будущею художника-педагога.

В преподавании истории искусств в ДХШ электронные средства обучения незаменимы, поскольку визуальный характер предмета диктует необходимость воспроизведения большого количества объектов визуальной информации для их восприятия и изучения на занятии. Визуальный компонент электронных учебных средств, объединяясь с тестовым их компонентом, способствует расширению функций такого учебника.

В структуре современного учебника по истории искусства необходимо присутствуют следующие компоненты:
•    Текстовый перечни (списки литературы, списки произведений, словари, биографии, текстовые фрагменты и др.),
•    Иллюстративный  (репродукции  произведений  искусства,  фотографии, рисунки, схемы и др.) [3].
Учитывая многообразие способов работы с электронным пособием, его содержание может выть представлено в разнообразных формах:
•    Материалы для самостоятельного изучения отдельных вопросов темы (лекции, вопросы самоконтроля, тестовые задания и др.)
•    Материалы для организации учебной деятельности на занятиях (игры, викторины, конкурсы, творческие задания и др.).

Электронные учебные пособия по истории искусства подчиняется общедидактическим требованиям к средствам обучения такого рода, а также отражает особенности конкретного учебного курса [4]. Электронный учебник по истории искусства может быть ассоциирован:
1.    с нормативной обучающей средой предмета: соответствует по содержанию программе курса истории искусства (отражает содержание знаний, объем понятий, а также содержание умений и навыков).
2.    с особенностями конкретной дидактической ситуации, задаваемой, например, возрастом учащихся и др.
3.    с визуальной обучающей средой предмета: карточки, таблицы, разнообразные текстовые и визуальные материалы и др.
4.    с процессуальной средой предмета по методам применения в процессе обучения: педагогическими формами, методами, приемами и др.
5.    с методикой преподавания предмета (содержатся материалы и указания к выполнению заданий, решения задач).
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz