Четверг, 13.12.2018, 20:33
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: общая

Ловикова Т.В. К ПРОБЛЕМЕ АКТУАЛЬНОСТИ ВОСПИТАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
В сложном и противоречивом мире начала XXI века с его глобальными социально-экономическими, экологическими, техногенными и другими проблемами каждому человеку приходится повседневно решать нестандартные задачи и на производстве, и в быту, В связи с демократизацией общества возрастает роль личности в социальных преобразованиях. Все это приводит к тому, что творческое и ответственное поведение, гармонизирующее отношения между людьми, человеком и природой, становится фактором сохранения и развития цивилизации.

Общественное развитие многие философы трактуют в тесной связи с социальным творчеством (В.Г.Афанасьев, Г.Н.Волков и другие). Творческая сущность человеческой деятельности отмечается Б.Г.Ананьевым, Л.С.Выготским, и другими. Как творчество особого вида рассматривается и общение (Я.Л.Коломинский, Б.Ф.Ломов). Поэтому характеристика человека как творящего не менее значима и актуальна, чем определение его как разумного.

В процессе развития цивилизации самоценность творческой личности увеличивается. У людей от природы заложен интерес к новому, стремление к познанию (ориентировочно-исследовательский рефлекс по И.П.Павлову). При повышении уровня образованности и духовной культуры потенциальные творческие возможности человека возрастают, усиливаются потребности в самовыражении и самоутверждении, что приводит к формированию высшего духовного образования - потребности в творческой деятельности, в личностной самоактуализации (А.Маслоу).
Таким образом, складываются объективные и субъективные предпосылки для формирования творческой личности. Практическое же решение этой задачи становится важнейшей целью образовательно-воспитательной системы.

В истории школы и педагогики проблема целей воспитания и образования всегда была тесно связана с идеалом личности как представлением данного общества об идеальном гражданине. «Без идеала нет стержня человеческой личности» (В.А. Сухомлинский). В настоящее время процесс формирования идеала личности нового XXI века идет в условиях, когда переосмысливаются взаимоотношения человека и природы, ведется поиск решения глобальных проблем земной цивилизации, приобретает новую направленность общественно-политическое развитие. При этом все более четко вырисовывается «социальный заказ» на личность творческого типа - человека, способного адекватно реагировать на изменяющиеся обстоятельства и находить оптимальные решения нестандартных задач, сочетая творчество и альтруизм (Л.Брентано).

Мы полагаем, что опыт творческой деятельности должен быть не одним из рядоооложенных элементов социокультурного опыта, а основополагающим, на который будут опираться другие его составляющие. Только тогда обучение и воспитание смогут обеспечить всестороннее развитие детей.
В центре внимания образовательной системы должно быть формирование целостной творческой личности, обладающей чувством глобальности, любовью к справедливости и нетерпимостью к насилию. «Настало время выявить и освободить дремлющую в каждом человеке способность видеть, понимать и созидать, направить моральную энергию людей на то, чтобы они сами создавали достойное их общее будущее» (А.Печчеи).

В связи с этим проблема творчества становится в ряд основных в исследованиях по человекознанию и требует осуществления своего рода межпредметной связи педагогики и философии, культурологи, социологии, психологии, физиологии и других наук. Об актуальности воспитания творческой личности свидетельствует увеличение за последние годы числа исследований, освещающих различные аспекты этой проблемы. Причем они охватывают всю систему непрерывного образования и воспитания: от детских садов до вузов и внешкольных учреждений (М.М.Зиновкина, А.Е.Ларин, В.Д. Путилин). Для педагогики существенно понимание творчества учащихся в условиях учебно-воспитательного процесса материальных и духовных ценностей, наложенных человечеством, в ходе которого и происходит формирование качеств творца. Усилилось внимание исследователей и к формированию творческой личности учителя, развитию творческих поисков педагогов.

Анализ литературных источников показал, что наиболее часто под творческой личностью пони мае гея личность, способная к созидательно-инновационной деятельности и самосовершенствованию. Ее основными компонентами являются: а) творческая направленность; б) творческий потенциал; в) индивидуально-психологическое своеобразие.

Современное человекознаине, исходя из универсальности человека, доказало необходимость его всестороннего, гармонического развития и обосновало возможность воспитания творческой личности в процессе творческой деятельности. Именно творчество позволило и позволяет человеку реализовывать весь свой физический и духовный потенциал, быстро и наиболее адекватно реализовываться в окружающем мире и преобразовывать его вместе с преобразованием себя,
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz