Понедельник, 21.05.2018, 21:56
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: общая

Маркова И.В. К ВОПРОСУ О ТЕНДЕНЦИЯХ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Современное музыкально-исполнительское искусство основывается на развитии и совершенствовании системы музыкального образования, методики обучения, исполнительского и педагогического мастерства. Рассматривая деятельность музыканта-исполнителя или музыканта-педагога через призму действенности музыкально-исполнительского искусства, исследователи поднимают частную задачу подготовки музы¬канта-профессионала до уровня актуальной проблемы воспитания всесторонне развитой личности музыканта. В музыкальной педагогике мы выделяем две модели обучения: музыкальный утилитаризм (воспитание с помощью музыки) и музыкальный дидактизм (обучение исполнительским умениям и навыкам).

Основные черты музыкального дидактизма:
  • музыкальное   произведение   как  способ   показа технического мастерства;
  • преобладание авторитарного метода обучения;
  • дезинтеграция знания, обособленность отдельных дисциплин;
  • формирование у учащихся творческой и интеллектуальной пассивности;
  • трансформация критериев профессионализма.
Таким образом, цель музыкального дидактизма - усвоение учащимися обязательного минимума знаний, умений, навыков в виде «конечного» знания; направленность всего обучения на развитие и демонстрацию исполнительских навыков.

«Утилитаризм (лат. utilitas - польза, выгода) - это: 1. принцип оценки всех явлений с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели; 2. направление в этике, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков» [1, с. 678].

Суть этой концепции, в противовес музыкальному дидактизму, заключается в том, что ценность музыки здесь осознается не из логического познания самой музыки, а из цели музыкального воспитания, где музыка служит средством для гармонического и всестороннего развития личности. Идею музыкального утилитаризма составляет и концепция воспитания «целостного» музыканта, т.е. формирование образованного музыканта-практика, который бы умел заниматься разнообразной профессиональной музыкальной деятельностью.

Отличительные черты концепции музыкального утилитаризма:
  • взгляд на содержание музыки как эффективную форму хранения духовного опыта;
  • направленность обучения на раскрытие индивидуального содержания личности молодого музыканта;
  • углубленное познание мира и самопознание через постижение содержания искусства;
  • творческий, экспериментальный характер педагогического процесса, сотворчество педагога и ученика;
  • направленность обучения на музыкально-значимый результат.
Целью музыкального утилитаризма является формирование у студентов полноценных нравственных стимулов для успешной профессиональной деятельности.

Характерной особенностью взаимодействия музыкального утилитаризма и дидактизма является диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования интеллектуальных и духовных характеристик личности.

Известным российским ученым Ю. Рагсом в ГМПИ им. Гнесиных разработана так называемая «Модель специалиста», в основе которой лежит целостное представление о профессиональной деятельности музыканта и его личностных качествах. Эта модель выпускника представляет собой описательный аналог специалиста, включающий, с одной стороны, важнейшие характеристики его деятельности, а с другой- комплекс личностно-профессиональных качеств. Данная концепция ставит задачу более полного удовлетворения потребностей общества в области музыкального образования, совершенствования его организации и управления учебно-воспитательным процессом, а также воспитание личностных качеств будущего специалиста. Опыт современной культуры не только показал необходимость научных исследований в области музыкальной педагогики, но и заострил внимание на таких исторических, теоретических и методологических вопросах как:
а)    что представляет собой музыкальная педагогика в ее историческом
движении и на современном этапе?
б)    в чем сущность музыкальной педагогики как феномена социальной
практики и общественного сознания?
в)    как соотносятся тенденции музыкального утилитаризма и дидактизма с
современным уровнем развития музыкальной культуры и искусства?

Ответы на эти вопросы помогут разработать позитивную стратегию
на будущее музыкальной педагогики. Поскольку анализ тенденций музыкальной педагогики ярко проявляет объективные противоречия и особенности развития музыкальной педагогики, он не только стимулирует, но и создает благоприятные условия для изучения данных тенденций, определяет формирование новых исследовательских подходов в данной области. В этом обнаруживается значение проблематики анализа тенденций музыкального утилитаризма и дидактизма для современного музыкознания.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz