Четверг, 13.12.2018, 20:34
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: общая

Михайлова А.В. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Придя в школу, ребенок еще не владеет учебной деятельностью. В первое время его действиями руководит учитель, помогая адаптироваться в новой обстановке, ставя цели, показывая способы выполнения задания, контролируя работу. С помощью учителя ребенок начинает оперировать научными понятиями, приобретает новые навыки и умения. Это очень сложный период детской жизни.

Как известно, учебная деятельность имеет специфическую структуру, включающую в себя учебные задачи, учебные действия, контроль, оценку. Но усвоение теоретических знаний возможно лишь при условии сформированности у школьников познавательной мотивации.

Если ученик посещает школу и делает уроки ради того, чтобы не расстраивать родителей, или чтобы избежать наказаний, то его деятельность является учебной лишь частично - в той мере, в какой ученик руководствуется мотивами овладения знаниями, саморазвития, то есть собственно учебными мотивами.

В случае приобретения учебной деятельностью прочной мотивационной основы, ребенок открывает для себя то, что цель учения состоит не просто в выполнении требований учителя, а в овладении знаниями, умениями и навыками, испытывает радость преодоления интеллектуальных трудностей, которые доставляет решение учебных задач. Но для этого он должен захотеть включиться в их решение.

В качестве благоприятных черт мотивации младшего школьника отметим общее положительное отношение к школе, широту интересов, любознательность. Широта интересов проявляется в том, что младших школьников интересуют многие явления окружающей жизни, которые не входят в программу даже средней школы. Любознательность является формой проявления широкой умственной активности младших школьников. Непосредственность, открытость, доверчивость младших школьников, их вера в непререкаемый авторитет учителя и готовность выполнять любые его задания являются благоприятными условиями для упрочения в этом возрасте широких социальных мотивов долга, ответственности, понимания необходимости учиться.

Вместе с тем, мотивация младших школьников имеет и ряд негативных характеристик, препятствующих учению. Так, интересы младших школьников:
  • недостаточно действенны, так как сами по себе долго не поддерживают учебную деятельность;
  • ситуативны, так как быстро удовлетворяются и без поддержки учителя могут угасать и не возобновляться;
  • малоосознанны, что проявляется в неумении школьника определить, что и почему ему нравится в данном предмете;
  • слабо обобщены, то есть охватывают один или несколько учебных предметов, объединенных по внешним признакам;
  • содержат в себе ориентировку школьника на результат учения, а не на способы учебной деятельности;
  • до конца начальной школы порой не складывается интерес к преодолению трудностей в учебной работе.
Все эти особенности обуславливают поверхностный, в ряде случаев, недостаточный интерес к учению, называемый иногда формальным и беспечным отношением к школе.

Если проследить общую динамику мотивов учения от I к IV классу, то выявляется: вначале у школьников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе (сидение за партой, ношение портфеля и т.д.), затем возникает интерес к первым результатам учебного труда (к написанным буквам и цифрам, отметкам учителя) и лишь после этого к процессу, содержанию учения, а еще позднее - к способам добывания знаний.

Познавательные мотивы изменяются следующим образом: от интереса к отдельным фактам происходит переход к закономерностям, принципам. В младшем школьном возрасте возникают и мотивы самообразования, но они представлены самой простой формой -интересом к дополнительным источникам знания.
Интерес к учебной деятельности планомерно возрастает в первых и вторых классах и заметно снижается в четвертом классе. Как показывает опыт, снижение интереса происходит там, где преобладает установка учителя на сообщение готовых знаний, а активность школьника носит репродуктивный характер.

Некоторое общее снижение мотивации учения к концу начальной школы не должно дезориентировать учителя, так как закономерно угасает общее положительное отношение к школе, которое уже удовлетворено. Понимание социальной значимости учения к концу начальной школы должно быть подкреплено интересом к самому содержанию учения, к способам добывания знаний Там, где учителю удается это сделать, снижения мотивации учения не наступает.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz