Понедельник, 21.05.2018, 21:54
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: общая

Паршуто Н.Д. ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ БЕЛОРУССКИХ ПЕДАГОГОВ А.С. ПАШКЕВИЧ И К.М. МИЦКЕВИЧА
Алоиза Степановна Пашкевич (псевдоним Тетка) и Константин Михайлович Мицкевич (Якуб Колас) - яркие представители белорусской педагогической мысли периода конец XIX - начало XX вв. Вместе с тем, на сегодняшний день существуют разногласия о том, справедливо ли считать их педагогами. Причиной тому является то, что многие современники располагают информацией в основном о публицистической деятельности А.С. Пашкевич и К.М. Мицкевича, а потому и относят их, скорее к писателям, нежели к педагогам. Однако результаты произведенного нами исследования по данной проблеме показали, что дело обстоит не совсем так.

В современном толковом словаре русского языка (СИ. Ожегов, Н.Ю. Шведова) педагог - 1) «специалист по педагогике»; 2) «специалист, занимающийся преподавательской и воспитательной работой [2, с. 497].

В интерпретации современного словаря по педагогике (автор-составитель Е.С. Рапацевич) педагог - I) «лицо, ведущее преподавательскую и воспитательную работу: школьный учитель, преподаватель вуза, воспитатель дошкольного учреждения,...»; 2) «научный работник, разрабатывающий проблемы педагогики и педагогической психологии [3, с. 571]. Следовательно,    при    определении    понятия    «педагог»    с   одной стороны, подчеркивается сто преподавательская деятельность, с другой - научно-исследовательская работа.

Анализ биографических данных А.С. Пашкевич и К.М. Мицкевича свидетельствуют о том. что они преподавали в начальных школах вышеотмечепного периода. Так, Алоиза Степановна, получив свидетельство домашней учительницы после окончания В и ленской частной женской гимназии (1902 г.) работала в одной из начальных школ Гродненской губернии. После окончания Несвижской учительской семинарии (1902 г.) К.М. Мицкевич приступил к педагогической деятельности на Полесье, вначале в д. Люсино, затем в Пинковичах Пинского уезда., в Верхменском народном училище Игуменского уезда Миской губернии [1, с. 259, 312-313].

Огромной заслугой вышеотмеченных педагогов выступает их деятельность по открытию первых национальных белорусских школ в Гродненской и Минской губерниях. Особенностью таких школ являлось то, что преподавание в них осуществлялось на родном языке учащихся, «...усе беларусы i усе, хто хоча даць народу праудз!вую навуку, павшны дамагацца для беларусау беларускай начальиай школы» [4, с. 203].

А.С. Пашкевич и К.М. Мицкевич были глубоко убеждены в том, что воспитание любви к родному языку является неотъемлемым компонентом формирования патриотизма у младших школьников. Именно поэтому вместе с преподавательской деятельностью Алоиза Степановна и Константин Михайлович занимались написанием учебных книг для учащихся-белорусов. Их труды: «Гасцшец для малых дзяцей» и «Першае чытанне для дзетак беларусау» (1906 г.) Тетки, «Другое чытанне для дзяцей беларусау» (1909 г.) Я. Коласа активно использовались в качестве учебников в национальных белорусских школах периода конец XIX - начало XX вв. Следует отметить, что приведенный на страницах вышеперечисленных книг фольклор, а также произведения самих авторов позволяли детям осознать чарующую красоту и неповторимость белорусского края, познакомиться с традициями и обычаями своего народа, а также прочувствовать звучание родной речи, увидеть ее запечатленной в письменном виде. В свою очередь, это содействовало развитию у младших школьников любви к своему народу, природе, Родине, языку. «Разв1вайце у сябе любоу да чалавека, - i для вас заусёды будзе дораг родны край i народ... Разв1вайце любоу да народа, - i сэрца ваша у сталыя гады будзе адклжацца гарачым пратэстам на кожную крыуду...», - обращалась Тетка к юному читателю [4, с. 229].

Белорусские педагоги ясно осознавали, насколько важную роль в формировании патриотизма у маленького человека играет личность учителя, а потому предъявляли к нему такие требования, как любовь к родному краю, языку и другие. Учитель - это, в первую очередь, «борец за народное счастье, широко образованный и культурный человек, луч света в темной деревне» [1, с. 313].

Таким образом, А.С. Пашкевич и К.М. Мицкевича по праву считают педагогами-патриотами Беларуси периода конец XIX - начало XX вв. Их идеи о формирования у младших школьников любви к родному языку, традициям и обычаям своего народа и другие и не потеряли своей актуальности и в наши дни. Поэтому знакомство с наследием белорусских педагогов имеет не только исторический, но и практический интерес.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz