Понедельник, 21.05.2018, 21:52
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: общая

Писарук М.Е. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИНЕРГЕТИКИ
В настоящее время общество испытывает потребность в специалистах, которые способны самостоятельно, нетрадиционно, творчески решать существующие проблемы. В последние годы многие ученые (С.П.Арсенова, Е.В.Бондаревская, В.И.Горовая, Е.А.Климов, А.Ю.Козырева, Т.В.Орлова, Л.О.Романова, Н.М.Яковлева и др.) указывают в своих работах на острую потребность в педагоге нового типа, способном работать в новых социальных условиях, нетрадиционно подходить к решению различных педагогических ситуаций, создавать авторские технологии обучения.

С позиции синергетики, как нового научного направления, педагогическую деятельность можно представить как системное образование, которое включает совместные виды деятельности учителя (обучение, воспитание, развитие) и обучающихся (учение, самовоспитание, саморазвитие) [2,С.108]. Отличительной чертой такой деятельности является непрерывное взаимодействие ее компонентов, обуславливающее ее «самодвижение».

Несмотря на то, что вопросам синергетики посвящено немало работ, такие понятия, как «педагогическая синергетика», «синергетический подход», еще не получили однозначного толкования в педагогике и находятся лишь в стадии разработки.
Термин «синергетика» происходит от греческого «synergeia» -«содружество», «сотрудничество» [5,С.456] и акцентирует внимание на согласованности взаимодействия частей при образовании структуры как единого целого.
Предметом синергетики являются механизмы самоорганизации. Поэтому её и называют теорией самоорганизации.

Рассматривая самоорганизацию как важный элемент синергетики, мы придерживаемся мнения, согласно которому это процесс, в котором создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы. Самоорганизация имеет место только в таких системах, которые обладают высоким уровнем сложности и достаточным количеством элементов, связи между которыми имеют не жесткий, а вероятностный характер [3,0.29].

В существующих ныне учебниках, справочниках по педагогике нет определений термина «педагогическая синергетика», что говорит о недостаточной теоретической разработанности данного феномена в самой науке.

Чтобы применять идеи синергетики к анализу процессов, происходящих в образовании,    необходимо    определить,    насколько    система    образования может рассматриваться как синергстическая. Для этого она должна изучаться с позиции методологии синергетики, как открытая, самоорганизующаяся, нелинейная система.

Если считать систему образования социальной, то в этом контексте открытая система - тип социального сообщества, который благодаря внешним воздействиям на него (и в первую очередь - сообразно этим воздействиям) может качественно менять свою внутреннюю структуру. Применительно к педагогике принцип открытости является необходимым условием для самоорганизующегося педагогического процесса, когда существующие методологии не отвергают, а дополняют друг друга [4,С27]. Благодаря этому появляется возможность органично использовать самые разнообразные педагогические подходы, методики и технологии преподавания.

Итак, систему образования можно считать открытой, поскольку, во-первых, в ней постоянно идет процесс обмена информацией (знаниями) между преподавателем и обучающимся (обратная связь), целенаправленного поиска информации Во время этого процесса появляются новые цели, методы и средства обучения. Во-вторых, меняется содержание образования, т.к. оно не соответствует системе знаний и умений обучающихся в данный момент. Возникает нелинейность, как процесса, так и результата Результат образовательного процесса всегда отличен от замыслов его участников. В-третьих, постоянно увеличивающееся образовательное информационное пространство выводит систему из устойчивого равновесия.

Как известно, синергетика исходит из принципа эволюционирования окружающего мира по нелинейным законам. В широком смысле эта идея может быть выражена в многовариантности или альтернативности выбора.

В системе образования многовариантность означает создание в образовательной среде условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса индивидуального движения к успеху, стимулирование самостоятельности выбора и принятия ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного пути [1,С108].

Самоорганизация в педагогической системе предполагает наличие определенного взаимодействия между обучающим и обучающимся, что соответствует требованиям развития педагогической системы и вытекает из объективных предпосылок её самодвижения. Это позволяет понять и механизм развития педагогического процесса.

Таким образом, в настоящее время к деятельности учителя предъявляются новые требования. И здесь можно выделить две группы задач, которые предстоит решать учителю. Первая группа задач, связана с трансляцией учебного материала, а вторая объединяет задачи активизации творческого потенциала обучающихся, стимулирования их самостоятельности в поиске и решении учебных проблем.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz