Понедельник, 21.05.2018, 21:57
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: общая

Пригожая Н.Г. УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ: СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД
Современная педагогика ставит в центр внимания развитие личностных качеств ребенка, необходимых в современной жизни: готовность к преодолению трудностей, способность выдержать конкуренцию на рынке труда, реализовать себя в различных видах деятельности.
Модернизация воспитания в школе основывается на гуманистическом, индивидуальном, личностно-ориентированном, проблемном, личностно- деятельностном подходах к развивающейся личности и предполагает целенаправленное формирование таких качеств учащихся, которые помогут успешно реализоваться в условиях современного общества.

Значительно менее эффективен воспитательный процесс в условиях сельской школы: обветшание материальной базы, отсутствие широкого спектра учебно-методической литературы, нехватка высококвалифицированных педагогов. Роль школы в сельском социуме определяется комплексом ее характеристик. Среди них: тип и вид школы (начальная, базовая, средняя, школа-сад, школа-интернат и др.); географическое положение, удаленность от социально-культурных, производственных центров, наличие различных средств сообщения; содержание и формы связей с социумом; наличие эффективной школьной воспитательной системы.
Однако, по мнению Н.К. Селивановой, «природная и культурно-историческая среда села нередко содержит в себе уникальные возможности для организации учебно-воспитательного процесса. Она позволяет обогатить его содержание и разнообразить формы организации, используя исследовательскую, опытническую работу сельских школьников, уроки на природе, работу в лесничествах, музеях, экспедиции, экскурсии».

Важно отметить, что приоритетное значение сельской школы в том, что с раннего возраста ребенок приобщается к сельскохозяйственному труду, что способствует развитию физической выносливости, сохранению национального уклада жизни. Школа может использовать имеющийся социальный и педагогический потенциал сельской среды, но может и сама целенаправленно его создавать. Существует тенденция: современные сельские школы становятся в результате специально организуемой ими деятельности центром образовательного, воспитательного и культурного пространства села. Именно сельская школа инициирует взаимодействия образовательных, административных, общественных и других структур села, итогом чего является создание воспитательного пространства.

Важную роль в воспитательной системе сельской школе играет формирование и развитие ученического самоуправления как возможность сельских школьников стать полноценными участниками местного самоуправления. По мнению Л.И. Новиковой, процесс ученического самоуправления мало отличается от взрослого управления: здесь и там - постановка целей, их реализация, анализ результатов деятельности, определение перспектив, Но это верно только при одном условии: определять цели и перспективы должны сами школьники.

В.Т. Кабуш также отмечает, что «задача органов самоуправления - это организаторская деятельность среди учащихся и защита интересов, прав и обязанностей школьников на демократической основе».

Один из принципиально новых путей развития ученического самоуправления в сельской школе состоит в том, чтобы перенести центр тяжести с традиционных школьных проблем (повышение качества учения, воспитания ответственного отношения к труду, укрепление дисциплины на уроке и т.п., не утрачивающих своего значения и ныне) на вопросы подготовки учащихся к участию в управлении производством, общественными и государственными делами. Н.И.Приходько рассматривает самоуправление как демократию в действии, «ученическое самоуправление - составная часть системы развивающегося в стране общественного самоуправления народа».

Таким образом, обобщение подходов к пониманию сущности ученического самоуправления в современной педагогике позволяет глубже обосновать значение этого понятия. Ученическое самоуправление - это форма организации детского коллектива, обеспечивающая не только повышение эффективности учебно-воспитательного процесса (успеваемости, сознательной дисциплины, самостоятельности школьников и др.), но и развитие coциальной активности личности каждого ребенка в коллективе, формирование лидерских качеств учащихся, необходимых для участия в организации местного самоуправления.

ЛИТЕРАТУРА
1 .Кабуш. В.Т. Ученическое самоуправление в школе/В.Т. Кабуш.—Мн., 1998. -
182с.
2.    Новикова, Л.И. Самоуправление в школьном коллективе/Л.И. Новикова. - М., 1990.-78с.
3.    Приходько, ИИ Педагогические основы самоуправления: Книга для учителя/Н.И.Мриходько,—М., 1991. - С.92- 121.
4.    Селиванова,Н.К. Коллектив в современной школе: Нужен ли он?/Н.К.Селиванова//Нлродное образование. - 2004. ~ №2. - С.38-42.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz