Понедельник, 21.05.2018, 21:58
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: общая

Прутченков А., Калиш И., Солодова О. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Ученическое самоуправление создает благоприятные условия для гражданского воспитания школьников. За годы учебы ребятам важно попробовать самые разные роли: организаторов клубов, творческих объединений, ассоциаций, руководителей и корреспондентов телевидения, радио, газет, избирателя и избранного в руководящие органы. Почувствовать себя людьми, от которых многое зависит.

Самоорганизация - основа самоуправления. Она открывает перед учениками возможность естественного вхождения в систему гражданских отношений в обществе. Только в таких ситуациях у школьников вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, закрепляются умения. С одной стороны, брать на себя ответственность и определенные обязательства и выполнять их, с другой - подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права. Соотносить личные интересы с групповыми и общественными. В сообществе ровесников, где взаимодействие строится на равных, где реальный статус надо заслужить (а не получить из рук учителя) и уметь постоянно поддерживать, подросток вырабатывает необходимые как на сегодня, так и в будущей взрослой жизни коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества. А сознание принадлежности к коллективу, солидарности с другими детьми дает ребенку чрезвычайно важное чувство эмоциональной уверенности, психологической устойчивости, развивает чувство ответственности за себя и других.

Вместе с тем допускаются педагогические ошибки, которые тормозят этот процесс, а иногда вызывают негативные результаты. Например, при выборах школьного парламента «демократическим путем» в его состав попадают старшеклассники с явно выраженным отрицательным лидерским потенциалом. Директор в ужасе: «Что делать? Как быть с таким парламентом?» Возникают и другие, более радикальные вопросы: «А нужно ли нам ученическое самоуправление?» и т.п.

Нужно еще на стадии проектирования той или иной модели предусмотреть возможные «риски» и, изучив имеющийся опыт, предпринять определенные шаги, чтобы избежать серьезных педагогических ошибок. Именно об этом хотим повести разговор, уважаемый читатель. Это, можно сказать, дружеский совет специалистов. Мы постарались обобщить различные материалы, полученные как в процессе личного общения, так и с помощью интернет-сайтов, а также собранные в ходе анкетирования, интервью, анализа педагогических источников и т.д.

Мы не претендуем на истину в последней инстанции, но все же полагаем, что сможем помочь вам создать или обновить уже имеющуюся модель без серьезного «педагогического брака», от которого, к сожалению, никто не застрахован. Все описанные ошибки сопровождаются конкретными рекомендациями. Мы можем только предостеречь вас, что мы и делаем с помощью данной статьи.

Собранные нами ошибки систематизированы в три группы. Первая названа «Тотальные педагогические ошибки», вторая - «Принципиальные организационные ошибки», третья - «Частные методические ошибки». В первой анализируем более серьезные просчеты, которые приводят к искажению педагогической сути ученического самоуправления, к его деформации и отторжению как учительским, так и ученическим коллективом. Вторая группа - это серьезные недочеты, которые могут привести к частичному искажению идеи самоуправления, но оно будет функционировать, давая определенный воспитательный эффект. Третья группа представлена «промахами», которые, в принципе, могут и не отразиться на деятельности вашей модели, но тем не менее их последствия также могут быть достаточно болезненными.

«Тотальные» педагогические ошибки

1-т. Смешение организационных форм детской активности: детской общественной организации и ученического самоуправления.
Часто ученическое самоуправление подменяется детской общественной организацией. Сказывается влияние прошлого опыта, когда в советской школе всеми делами, в том числе в области управления школой, занимались комитет комсомола и совет пионерской дружины. Но сегодня, когда нет (не должно быть) единой для всех детей общественной организации, тем более внутри школы, ученическое самоуправление стало самостоятельным социально-педагогическим феноменом. Ученическое самоуправление - это другое педагогическое явление, которое может и должно быть автономным. Оно существует на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», а детские общественные организации опираются на Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях». Законодатель разделил эти две формы детской активности, поэтому нам не следует противоречить требованиям законов.
Рекомендации:
Внимательно изучите положения Закона Российской Федерации «Об общественных объединениях», которым регулируется деятельность детской общественной организации, а также Закона Российской Федерации «Об образовании», где провозглашен принцип самоуправления школы, в том числе и с участием школьников.
Создавая ученическое самоуправление, соблюдайте принцип равных возможностей для тех школьников, кто не является членом детской общественной организации.
Рассматривайте детские общественные организации в качестве основных партнеров в развитии ученического самоуправления.

2-т. Изоляция органов ученического самоуправления от других субъектов самоуправления, то есть педагогического и родительского.
Это еще одна ошибка, тесно связанная с предыдущей, когда школьников, ставших активом ученического самоуправления, изолируют или они сами замыкаются на своих делах и проблемах. Этот синдром особенно часто встречается в тех случаях, когда ученическое самоуправление только начинает свой путь. Ребята-активисты хотят полной власти, а педагогический коллектив не готов к этому. Учителя не понимают, что только при постоянном конструктивном взаимодействии с другими «ветвями» самоуправления «власть и дело» ученического самоуправления оказываются той благоприятной средой, в которой может вырасти самоуправление, способное увлечь большинство подростков.
Рекомендации:
Спокойно и методично добивайтесь постоянного взаимодействия всех ветвей самоуправления.
Сформируйте объединенные органы самоуправления, где должны быть представлены и ученики, и учителя, и родители.
Чаще проводите совместные дела, в которых могут принимать участие все три субъекта самоуправления.
Активнее привлекайте на свою сторону родителей. Через них вы сможете косвенно повлиять на детей.
3-т. Восприятие ученического самоуправления только как игры в День дублера.
Это наиболее типичное заблуждение, подтверждение которому мы находим во время проведения систематического анкетирования школьников различных регионов. До 70 процентов ребят воспринимают ученическое самоуправление именно так: ученики становятся учителями и проводят уроки в младших классах (из анкеты школьника).

Мы хотели бы еще и еще раз подчеркнуть, что это только одна из моделей, которую наш авторский коллектив описал во время разработки научно-исследовательского проекта по заказу Министерства образования Российской Федерации по теме «Психолого-педагогические и организационно-методические основы использования игровой технологии ученического самоуправления в современной российской школе». Но если в школе используется только День дублера, то ожидать серьезных результатов не приходится. Любой навык требует длительной тренировки. Но если это проводится достаточно регулярно, а вакантные должности педагогов и директора школы замещаются по специальному открытому конкурсу, то такой подарок для учителей 1 раз в четверть или два раза в год (к Дню учителя и к 8 Марта) может принести определенные результаты. Прежде всего в виде желания создать более «объемную» систему ученического самоуправления.
Рекомендации:
Не ограничивайтесь только этой акцией моделирования ученического самоуправления (хотя мы прекрасно осознаем, что в тысячах школ России даже эта модель сегодня может показаться «слишком революционной»).
Используйте День дублера как отбор и учебу будущих активистов, работающих на «постоянной основе».
Пытайтесь привлечь родителей к подготовке и проведению Дня дублера.
«Принципиальные» ошибки
«Частные» методические ошибки»

Они предлагают ...

О разном...

Источник https://violahouse.ru
Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz