Четверг, 13.12.2018, 21:25
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: общая

Ракович Е.А. ДИДАКТИЧЕСКАЯ КНИЖКА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Обучение, воспитание, развитие ребенка начинается с самых ранних лет. При помощи игрушек, методических пособий, а главное книг данные процессы происходят более эффективно Книга для ребенка - основа его знаний, эстетических и моральных чувств.

Как и многие другие книги, свое историческое развитие прошла и детская книга. С давних пор ей уделялось огромное внимание как педагогами (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Лев Оршанский), так и художниками, критиками (А. Бенуа, В. Стасов).
Одной из разновидностей детской книги является дидактическая книга. Именно она используется для всестороннего развития учащихся в домашних условиях и как дополнение к учебному процессу.

Дидактические книжки разнообразны по своему содержанию, по тематике. Занимательность материалов, красочное оформление способствуют повышению эффективности обучения младших школьников. Дидактические книги российских издательств в широком ассортименте представлены на книжных полках. К сожалению, белорусских изданий такого типа мало и они не так интересны детям. Именно данный факт и определил выбор темы исследования - «дидактическая книжка как средство обучения и развития младших школьников».

Целью исследования является определение специфики изготовления дидактической книжки посредством анализа готовой продукции. Перед собой мы поставили следующие задачи: раскрыть сущность дидактической книжки как средства обучения младших школьников; провести анализ готовых книг на печатной основе; разработать методические рекомендации по изготовлению дидактической книжки.

Анализ методической литературы позволил нам сформулировать определение: дидактическая книжка - это книга, которая решает воспитывающую, обучающую, развивающую функции, она предназначена детям дошкольного и младшего школьного возраста, а также родителям.

Дидактическая книга специально создается для подготовки дошкольников к учебной деятельности или обучения младших школьников определенным учебным предметам, закрепления полученных знаний, умений и навыков. Мотивом этой деятельности становится естественное стремление ребенка играть, выполнять интересные задания. Обучающая функция, таким образом, является основной.
Кроме того, издания такого типа направлены на развитие познавательных процессов ребенка: восприятие, внимание, память, мышление, что в свою очередь влияет на умственное развитие и активизацию самостоятельной творческой деятельности ребенка. Поэтому авторам необходимо тщательно продумывать как будет реализована развивающая функция их книги. Не менее важна функция воспитывающая: дидактическая книга должна содействовать воспитанию в ребенке гуманизма, духовности, культуры поведения и общения, чувства прекрасного.

Дидактическая книжка является игровым средством обучения, в котором одновременно присутствуют три аспекта - учебный, познавательный, игровой.

В основу классификации дидактических книг могут быть положены разные критерии: возраст детей, половой признак, изучаемый предмет, познавательный процесс, размер и конфигурация книги.

Анализ готовой продукции разных издательств позволяет сделать следующий вывод: от предназначения дидактической книги (возраст детей и их пол; учебный предмет, формируемый познавательный процесс) зависят не только содержание (обязательное использование игр, развивающих заданий, последовательность подачи материала), но и ее форма - оформление обложки, формат, шрифт, характер иллюстраций и их размещение на странице.

ЛИТЕРАТУРА
1.    Архипенко Ф. Игры в учебной деятельности младших школьников / Ф. Архипенко // Начальная школа. - 1989. - № 4. - С.4.
2.    Баренбаум, И.Е Книга и ее элементы/ НЕ. Баренбаум. - Санкт-Петербург: СПб ГПУ, 1996.- 250 с.
3.    Ганкипа, Э.З. Художник в современной детской книге/ Э.3.1 анкина. ~ Москва: Советский художник, 1977.-216 с.
4.    Карпова, ЕВ. Дидактические игры в начальный период обучения / Е.В Карпова. -Ярославль: Академия развития , 1997. - 240с.
5.    Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / И.С.Якиманская [и др.]; под общ. ред. М.С.Якиманской. - Москва: Педагогика, 1989.- 222 с.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz