Четверг, 13.12.2018, 21:13
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: общая

Садовская И.И. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ АДАМА ЕГОРОВИЧА БОГДАНОВИЧА
Проблеме формирования профессионального мастерства учителя, актуальной в отечественной педагогической науке начала XX века, отводили место в научных трудах немало белорусских просветителей. Не обошел эту проблему и известный педагог Адам Егорович Богданович.

Педагогические взгляды А.Е. Богдановича начали формироваться непосредственно в процессе практической деятельности - в качестве помощника учителя в Холопенической школе, позже во время учёбы в Несвижской семинарии. Свои первые статьи о проблемах народного образования он начал писать, будучи семинаристом [1, с. 34-35]. Обучаясь, он организовал кружок самообразования, так как самообразование и самосовершенствование были непременными спутниками всей его жизни. Богатый запас знаний, по его признанию, достался ему благодаря книгам и упорному труду [I, с.36]. Талантливый, опытный педагог был чрезвычайно требователен и строг к себе. Также он относился и к учителям, придерживаясь правила «каков учитель, такова и школа» [2, с.2]. Профессиональное мастерство рассматривалось им как залог успешной деятельности учителя.

Им неоднократно подчеркивалось, что успехи учащихся зависят учащих, от их степени подготовленности к своему делу, талантливости как педагогов и умения преподавать [3, с. 3]. Исследователь Сова J ко Т.Н. считает, что к важнейшим компонентам педагогическою мастерства он относил эрудицию учителя, педагогический авторитет и положительный личный пример [4, с. 23].

Просветитель требовал от учителей знаний из разных областей науки, считал, что он обязан творчески относиться к преподавательской деятельности Основательная подготовка, знание дидактики, глубокое понимание психологии детей рассматривались им как основные слагаемые педагогического мастерства. Им неоднократно подчёркивалось, что учитель должен заниматься самообразованием.

Проявление мастерства учителя он видел в умелом исполнении им основной задачи -развитии умственных способностей учеников и мышления, воспитании стремления самостоятельно приобретать знания. Недостатки и неуспехи современной ему школы начала прошедшего столетия (муштра, палочная дисциплина, антипедагогические приёмы обучения, перегрузка программ средних учебных заведений), он ставит в зависимость от степени подготовленности учителей, их талантливости и качественного обучения. Акцентируя своё внимания на этих проблемах, автор затрагивал злободневный вопрос научной подготовки учителей, так как почти все преподаватели средних учебных заведений лишены были педагогического образования Особое место в своих взглядах на проблему мастерства учителя он отводит рациональному преподаванию [5, с. 237]. Учителя порой требуют от учащихся лишь заучивания наизусть заданного, не обращают при этом внимание на сознательность усвоения урока. При таком отношении к делу игнорировался уровень развития ученика, отводилось лишь место механическому запоминанию. При рациональном же преподавании, отмечается автором, не может быть резкой разницы между учениками и неуспевающих. Ведь любое дело, говорит А.Е. Богданович, требует к себе живого, разумного отношения, а в образовании тем более неуместен формализм и мёртвая рутина.

Мастерство педагога проявляется и при решении возникающих противоречий в требованиях теории и практики. Теория ставит идеалом гармоническое развитие всех способностей человека, практика же преимущественно налегает на одну память, да и то не развивает её, а именно налегает [5, с. 237]. Процветавшее в ту пору репетиторство объяснялось им дурной постановкой преподавательского дела.

Педагогическое мастерство в понимании Адама Егоровича Богдановича основывается на рациональном преподавании, направленном на развитие всех способностей учеников, воспитание в них стремления самостоятельно приобретать знания. Компоненты педагогического мастерства:
•    педагогический авторитет
•    творческое отношение к делу
•    профессиональный талант
•    широкая эрудиция
•    умение воздействовать на учеников личным примером

Пути достижения вершины педагогического мастерства и его повышения -педагогическое образование и непрекращающееся на протяжении всей жизни самообразование и самосовершенствование.

Литература
1.    Асветники зямли беларускай: X - пачатак XX ст. Энцыкл. даведник / рэдкал : Г.П. Пашкоу [i жш.] 2-е вы д. - Mi иск.: БелЭн, 2006. - 496 с.
2.    Богданович, А.Е. Школьная страда / А.Е,. Богданович /7 Гродненские губернские ведомости. - 1894. -№44-С. 2.
3.    Богданович, А.Е. Школьная страда / А.Е. Богданович // Гродненские губернские ведомости. ~ 1894. -№ 47 - С. 3.
4.    Савенко, Т.Н. Проблема формирования профессионального мастерства учителя в трудах педагогов Беларуси (50-90-е годы XX века): дне. ... канд. лед. наук: 13.00.01 / Т.Н. Савенко. - Минск, 2002. — 121 л.
5.    Антология педагогической мысли Белорусской ССР / Сост. ЭК Дорошевич, М.С. Мятельский, П.С. Солнцев. - М.: Педагогика, 1986. -468с.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz