Четверг, 13.12.2018, 21:13
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: общая

Симаш О.М. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В МИРЕ
Образованность - одна из решающих жизненных ценностей. Тяга к образованию обусловлена не только стремлением обрести знания, как гарант извлечения материальных благ, но и осознанием необходимости широкой культуры. При ранжировании жизненных ценностей большинство населения развитых стран мира отдаёт предпочтение образованию. Образование, будучи древним и важным средством развития человека и общества, цивилизации в целом, достигло своего апогея лишь при создании университетского образования. Остается бесспорным тот факт, что, появившись, университеты, сформировались и завоевали ключевую роль в образовательно-культурной жизни всех стран и на сегодняшний день находятся на вершине образовательной пирамиды.

Известно, что требования к подготовке специалиста исходят из общих экономических и общественных целей государства. Там, где государственная политика строится на приоритетах образования, достаточно быстро появляются прогрессивные социальные изменения и культурные преобразования. Так повышение образовательного уровня работников обеспечивает в США, Германии, Японии до 40 - 60 % прироста национального дохода.

Все вышесказанное подтверждает важную роль высшего образования в жизни современного общества, а глобальные изменения, которые происходят в мировом сообществе, расширяют экономическое, социальное, информационное взаимодействие и взаимозависимость различных государств, тем самым порождая общие тенденции в сфере высшего образования, несмотря на национальные исторически сложившиеся различия.

Анализ работ ведущих компаративистов позволяет выявить основные тенденции развития высшего образования в мире: массовость, непрерывность, диверсификация, повышение фундаментальности, международная интеграция, интеграция с наукой и производством.

В большинстве зарубежных развитых стран основным типом высшего учебного заведения является университет, и именно там, по данным Б. Л. Вульфсона, сосредоточена основная масса студентов; в Западной Европе и Японии их доля превышает 80 %, в США -60 % всех студентов. Высшее образование более не является личным призывом или привилегией, оно стаю социальной потребностью современного общества. Американцы первыми стати на путь массового высшего образования. В Великобритании с начала 90-х гг. закрепилась бинарная система, подразумевающая разделение высшей школы страны на два сектора: элитарный университетский и массовый неуниверситетский. Так, в Австралии численность студентов вузов на 1000 жителей в 1980 г составляла 25, в 1998 г. выросла до 80, в Бельгии с 26 до 56, Великобритании с 19 до 58, в США с 56 до 81, в Республике Беларусь этот показатель изменился с 39 до 47.

Количественный рост студенческого контингента обусловил необходимость серьезной структурной перестройки высшей школы. В большинстве западных стран повсеместно внедрена система степеней (бакалавр, магистр и (или) доктор), основанной на двух циклах обучения: додипломном (базовом) и последипломном. Для общепринятой в развитых странах Запада модели высшего образования характерны следующие признаки: высокая селективность при переходе с низшей ступени на высшую и большая вариативность при выборе специализации на одной ступени; гибкая специализация и наличие различных дипломов на одной ступени обучения.

Один из ведущих принципов, положенных в основу многоуровневой системы образования является фундаментализация. Это предполагает создание такой системы и структуры образования, приоритетом которых являются методологически важные, долгоживущие и инвариантные знания, способствующие интеллектуальному расцвету личности и ее адаптации в быстро изменяющихся социально-экономических и технологических условиях. На таких позициях прочно стоят университеты США, Японии, Великобритании.

В наш век стремительного развития науки и техники даже самые лучшие университеты не могут обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов ".на все времена". В результате устаревания полученных знаний по мере появления новой информации компетентность специалиста снижается на. 50 %. Поэтому все более значительное место в рамках высшей школы занимает последипломное образование, которое предусматривает организованное и систематически осуществляемое обучение дипломированных специалистов.
Налицо усиление связи вузов с наукой и производством в интересах научно-технического прогресса. Заметно расширяются масштабы научных исследований в зарубежной высшей школе, что обеспечивает развитие основных проблемных направлений в области технических, естественных и гуманитарных наук. Активизация вузовской науки обеспечивает широкие возможности для передачи научных достижений в практику хозяйствования,   создаются   условия   для   непосредственного   участия профессорско¬преподавательского состава вузов, студентов, аспирантов в решении прикладных проблем научно-технического и социально-экономического характера.

Глобальные изменения, происходящие в мировом сообществе, расширяют экономическое, социальное, информационное взаимодействие и взаимозависимость различных государств, порождают глобальные тенденции в сфере образования. Так в 1999 г. была подписана Болонская декларация, в которой изложен перечень мер, призванных обеспечить устойчивое развитие высшего образования в современных условиях и модернизацию, направленную на повышение качества подготовки специалистов.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz