Понедельник, 21.05.2018, 21:59
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: общая

Смоляков А.А. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методологическая рефлексия один из важных факторов методологической культуры в рамках конструктивно-деятельностного подход к мышлению и образованию человека. Такой постулат предлагается В.В. Краевским - представителем культурологического подхода к образованию [1,209-215] .

Методологическая рефлексия есть модель деятельности на уровне взаимодействия методов [2,с. 29] нас в пашем исследовании будет интересовать её более низкий уровень методической рефлексии.

Любая деятельность, педагогическая (профессиональной деятельности учителя) не исключение, качестве определяющего компонента включает в себя постановку цели деятельности. Именно ею, в конечном счёте, определяются содержание деятельности, а также формы, методы, средства, приёмы и полученный результат. Это можно изобразить следующей схемой:
Д=Ц - СОД - М/ср-ва - Р - R :, где Д - деятельность; Ц - цель; М/ср-ва - методы, средства, приёмы; Р - результат ; К - рефлексия. СОД - способы организации деятельности. Распространенной ошибкой является отождествление любого педагогического воздействия с авторитарным руководством, построенном на неуклонном исполнении детализированных до мелочей приемов и "мероприятий". Но воздействие — не то же самое, что манипулирование, связанное с давлением на человека и поэтому недопустимое в педагогическом процессе. Про тип этого резонно выступают сторонники декларируемой сейчас "субъектно-субъектной" педагогической парадигмы, которая, по их мнению, должна прийти на смену парадигме "субъектно-объектной". Однако отказ от жесткого педагогического руководства не означает отказа от педагогического воздействия и руководства вообще. Отношения между педагогом и воспитанником не могут быть только субъект- субъектными.

Ребенок — объект практической деятельности педагога. И при хорошо поставленном педагогическом руководстве ребенок не ощущает, что им кто-то руководит. Будучи объектом руководства, он по-настоящему живет, в то время как для педагога сама "школьная" жизнь воспитанника является средством подготовки его к "большой" жизни, протекающей за стенами школы. Формируя познавательную и иную самостоятельность школьника, хороший педагог делает нити руководства невидимыми, неощутимыми. Но это не значит, что они перестают существовать необходимость наличия развивающего и воспитывающего. Вместе с тем для проявления свойств объекта, которым в методе обучения выступает ученик, необходима деятельность субъекта метода, которым в методе обучения является учитель. Тонь ко в ответ на деятельность учителя начинают проявлять себя деятельность учения эффектов УД. Из это можно говорить о формировании и становлении учебной деятельности.

* Формирование УД есть управление взрослым (учителем, родителем, психологом) процессом становления УД школьника. Полноценное управление процессом учения всегда предполагает:
  • отработку у школьника каждого компонента УД; о   взаимосвязь компонентов УД;
  • постепенную передачу отдельных компонентов этой деятельности самому ученику для самостоятельного осуществления без помощи учителя,
Становление УД - это:
  • совершенствование    каждого    компонента    УД,    их    взаимосвязи и взаимопереходов;
  • совершенствование мотивационного и операционального аспектов учения;
  • превращение ученика в субъекта осуществляемой им УД.
Становление учебной деятельности тесно связано с конструированием учебного процесса. Анализируя подходы к конструированию учебного процесса, которые разработаны современными дидактами (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин, СП Баранов и др.), можно представить проектирование процесса обучения состоящим из следующих звеньев:
первое звено — усвоение и конкретизация педагогами общественных и личностно значимых целей и задач обучения на основе изучения особенностей системы, в которой протекает процесс; второе звено — конкретизация содержания обучения с учетом специфических особенностей региона, школы, класса;
третье звено — цианирование педагогами средств обучения, оптимальный отбор форм и методов деятельности, С учетом выявленных особенностей системы (эти 3 звена — элементы проектирования процесса обучения);
четвертое звено — дидактическое взаимодействие педагогов и учащихся в единстве обучающих влияний педагогов и учебно-познавательной деятельности самих Школьников; пятое звено — текущий контроль и самоконтроль за усвоением знаний, умений и штыков, оперативное регулирование хода процесса обучения;
шестое звено —- педагогическая рефлексия, анализ результатов определенного этапа процесса обучения педагогами и школьниками, выявление нерешенных задач для. учета их в новом цикле процесса.

ЛИТЕРАТУРА:
1.    Краевский, В.В, Образование и воспитание в контексте педагогической науки / В.В. . Краевский // Мир психологии. - № - 4. - 2001. - С. 209-215.
2.    Лернер,  И. Дидактические основы  методов обучения/ И. Лернер. - М.: Педагогика, - 1981. - с 186 - Библиогр.: с. 122
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz