Четверг, 13.12.2018, 20:33
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: общая

Ставропольцева С.А. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ
В XX веке техногенные эффекты воздействия человечества на биосферу возросли в тысячи раз и качественно изменились, что повлекло за собой трансформацию культурных традиций общества, Современная культура характеризуется следующими особенностями: направленность на рыночные отношения, постоянные процессы информатизации и реорганизации производства, поощрение демократических институтов управления, рост международных правительственных организаций, изменение коммуникационных возможностей в пространстве и времени. Ключевой характеристикой современного этапа развития цивилизации является необходимость сохранения природной окружающей среды на планете Земля как условия жизни человечества. Исходя из этого, особенную актуальность приобретает идея формирования человека с новым типом мышления, способного к экологически целесообразной и ответственной деятельности по отношению к биосфере.

В настоящее время в качестве основной цели экологического образования рассматривается экологическая ответственность как нравственная характеристика личности, которая является внутренним регулятором взаимоотношений в системе «человек-природа» и определяет характер взаимодействия современного человека с биосферой.

Экологическое мировоззрение подростков формируется под влиянием совокупности разнообразных факторов, среди которых необходимо обозначить следующие: непосредственное общение с природой; чтение книг, журналов о природе; просмотр кинофильмов и телепередач о природе; беседы и лекции о необходимости охраны природы; изучение школьных предметов, как в пределах общеобязательной программы, так и в кружках юннатов и факультативах; посещение музеев природы, экологических фотовыставок, организация экскурсий в национальные парки, заповедники; проведение внеклассных мероприятий и творческих вечеров на экологическую тематику; участие в практических делах по охране природы; производительный труд в природе (на пришкольном участке, на домашнем приусадебном участке и др.); проведение самостоятельных полевых наблюдений и исследований, написание научных проектов экологической направленности; общение с родителями, общий уклад жизни в семье.

В нашем исследовании выявленные факторы распределены в шесть групп, критерием объединения Б группы послужила степень контактности подростка с установленным фактором, влияющим на отношение к природе. Анкетирование проводилось среди подростков 14» 15 лет. Изучено мнение 122 подростков (из них юношей - 59, девушек -63).

Участникам опроса предлагалось ответить на вопрос, что более всего влияет на их отношение к природе. Так как респондентам предлагалось до двух вариантов ответов на вопрос анкеты, то на основе подученных данных была определена теоретическая частота встречаемости ответа в группе. Далее, используя критерий Фишера, мы сравнили теоретическую частоту с эмпирической и определили значимость -полученных данных. Анализ результатов анкетирования позволяет сделать следующие выводы:

1)    Наиболее сильное влияние на отношение подростков к природе оказывают учебные занятия по биологии, беседы и лекции об охране окружающей среды (63,3%) и просмотр популярных программ и познавательных фильмов о природе (46,7%) . Оба этих значения статистически отличны от теоретического значения частоты с уровнем значимости р<0,01.
2)    Установлены статистически значимые отличия от теоретического распределения по фактору «непосредственное взаимодействие с природой», что выявляет необходимость непосредственных контактов с окружающей средой в воспитании экологической ответственности подростков.
3)    Влияние таких факторов, как посещение музеев природы и экологических выставок, чтение книг и др. не являются существенными для респондентов (эмпирические частоты ответов респондентов по этим факторам значительно ниже теоретической частоты).
4)    Выявлено тендерное отличие по факторам влияния: 58,6% юношей и только 35,5 % девушек отметили влияние на их отношение к природе телевизионных программ и кинофильмов. Между тем, влияние учебных и внеурочных занятий на юношей на 9,1 % меньше. Установленная закономерность очень важна для организации процесса экологического воспитания, поскольку юноши с большей вероятностью становятся в будущем руководителями промышленных предприятий, занимают значимые посты в образовании, правительстве страны и т.д.
5)    Анализ статистических данных показывает, что для повышения эффективности экологического воспитания подростков педагогам целесообразно использовать известные факторы в системе. Например, если после просмотра кинофильма о природе провести с учащимися беседу или диспут, то эффективность воспитательного воздействия стремиться к 100%.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что представления об экологических проблемах и путях их решения формируются, главным образом, на учебных и внеурочных занятиях. Эффективность воспитания экологической ответственности подрастающего поколения требует грамотно организованного процесса экологического образования школьников и обусловлена уровнем готовности современного педагога к осуществлению экологического воспитания.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz