Пятница, 17.11.2017, 20:34
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: общая

Сурвило В.И. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

В структуре личности студента гуманитарного вуза важнейшее место должна занимать сформированная подструктура направленности, ориентирующая личность на достаточно высокий уровень духовного, нравственного, образовательного и ценностно-ориентационного поведения. На поведенческом уровне стремление большинства студентов стать образованным и эрудированным человеком, приобрести престижное высшее образование и занять более высокое положение в обществе должно обеспечиваться самоорганизацией социализирующейся личности на реальное достижение имеющихся желаний и притязаний. Поэтому изучение направленности и содержания познавательных интересов студентов становится предметом нашего исследования и механизмом их управления процессом саморазвития личности. Одним из ведущих критериев саморазвития личности студентов является освоение ими таких способов духовного самосовершенствования, как чтение художественной литературы, журналов и газет; просмотр телевизионных передач; посещение театра, концертов; слушание радио.

Исследование проводилось в 2008-2009гг. в рамках научного проекта кафедры философии «Социальный портрет студенческой молодежи». Объем выборки — 540 человек 8 факультетов. Из них мужчин - 21.6 %, женщин - 73.4%, что соответствует соотношению половых квот студентов в данном вузе. Методы исследования - анкетный опрос и математическая статистика.

Опрос показал, что 45.0% респондентов читают в свободное время художественную литера¬туру и имеют разнообразные читательские интересы. Среди направлений читаемой художествен¬ной литературы у них преобладает классика (русская, зарубежная и белорусская) (в среднем 31.6%), среди жанров - исторический и детективный, любовно - эротический и фантастика (в среднем 19.7%). Небольшие различия в процентных показателях между предпочтениями исторического и детективного, любовно - эротического и фантастического жанрами указывают на то, что у студентов преобладает, скорее, познавательно-развлекательный, а не познавательно-оценочный и познавательно-образовательный интерес. Низкие процентные показатели интереса студентов к современной русской и зарубежной, альтернативной и зарубежной авангардистской литературе, мистике, эзотерике (в среднем 3.9%), криминально-тюремному жанрам (4.2%) свидетельствуют о преимущественной направленности их познавательных интересов на реалии жизни, поиск жизненно важного социального опыта среди существующего социального окружения, социальной среды. Однако, следует обратить внимание, что только 1/5 респондентов уделяет внимание белорусской литературной классике, и каждый 30-й - религиозной и спортивной литературе.

Если низкий уровень интереса студентов к белорусской литературной классике может свидетельствовать о незаконченности процесса их самоидентификации с белорусской культурой и нацией, то низкий уровень интереса к религиозной и спортивной литературе дает основание утверждать, что духовное и физическое развитие личности для студентов не стало устойчивым состоянием их сознания и поведения. В определенной степени такой вывод подкрепляется тем фактом, что 55.0% респондентов не читают художественную литературу, 16.6% не интересуются живописью, 79.5% не посещают театры, концерты, выставки.

Основными мотивами читательской пассивности студентов являются: «Отсутствие в этом потребности» (27.5%), «Лучше посмотреть теле- или видеопрограммы» (24.1%), «Нет времени» (23.5%), «Другие интересы» (19.6%), «Читать книги не современно» (5.3%). Ведущими мотивами отказа студентами от посещения театров и концертов являются: «Нет свободного времени» (38.6%), «Театр не люблю вообще» (21.1%), «Есть более интересные занятия» (19.3%), «Не нравятся театральные спектакли в нашем городе» (17.5%). Названные мотивы, с одной стороны, характеризуют усвоение студентами сложившегося в молодежной среде стереотипа репродуктивно-развлекательного способа освоения действительности, с другой - отражают интенсифицирующийся процесс технических способов трансляции информации, не предусматривающих необходимость проявлять интеллектуальные, физические, образовательные и духовные потенции.

Содержание мотивов пассивного отношения студентов к одному из самых интеллектуальных видов искусства - театральному свидетельствует о. неразвитости такого рода направленности сознания, чувств и поведения студенческой молодежи в ходе их учебной стадии социализации и требует соответствующей коррекции.

 

Они предлагают ...

О разном...

Источник oskolsait
Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz