Политическая символика является структурным элементом политической культуры. Символ - это образ, знак, в котором заключен определенный смысл. Через символы выражаются разнообразные политические ценности: суверенитет и мощь государственной власти, единство нации, патриотизм, господствующая в государстве идеология и т.д. Однако есть множество подходов, которые по-разному характеризуют не только само понятие, но и способы классификации политических символов, поэтому цель данной работы — выявить некоторые существующие на сегодняшний день подходы к классификации политических символов.
Поскольку нет единого определения понятия «политическая символика», не существует и общих критериев классификации данных символов. Так, по мнению А.А. Радугина, к политической символике следует отнести следующие группы символов: национально-государственная символика (флаг, герб, гимн); политические ритуально-процессуальные церемонии (возложение венков, празднование исторических событий государственной важности); скульптурно-архитектурная символика (Курган Славы, Национальная библиотека Беларуси); названия городов, мест, крепостей, ставших символом мужества и чести (Брестская крепость, Хатынь); условно-графические символы (серп и молот, звезда); наглядно-агитационная символика (лозунги: «За сильную и процветающую Беларусь», политические портреты); объектно-предметная символика (Беловежская пуща); политико-музыкальная символика, народные и популярные песни; политическая мода (предпочтение определенной одежды, значков); политический язык и жестикуляция («Родина или смерть», кулак как символ единения антифашистов и др.) [1, с. 100]. Данную классификацию можно дополнить подходом Д.А. Мирюсова: люди, оставившие заметный след в истории / вымышленные персонажи (Ф. Скорина, П.М. Машеров / Нестерка); знаки отличия и различия (ордена, медали, погоны и др.); символы места и времени («Советское время») [1, с. 101 ].
Своя систематика политических символов приводится и в энциклопедическом словаре по политологии [3, с. 272]. В нём авторы, исходя из определения политической символики как совокупности выразительных средств, придающих политической жизни и действиям смысл (очевидный, скрытый, либо подчеркнутый), отмечают, что политическая символика состоит из знаковых систем, которые обслуживают политический процесс присущими им средствами и имеющие раз¬личное политическое значение. Существует несколько основных символических знаковых систем, которые непосредственно вовлечены в политический процесс: языковая символика (класс слов политической речи, обладающих определенным символическим значением: государство-это страна, власть и народ, либо имя главы государства - характеризует одновременно политическую систему, тип власти, характер режима и т.д.); изобразительная символика (средства изобразительного искусства - плакат, карикатура, политический портрет, а также произведения других видов искусства — литературы, кинематографа, музыки). Эту группу можно рассматривать и отдельно, поскольку в своей основе произведения искусства неполитические, но политизированные; сочетания изобразительного искусства и материальной, системы смыслоразличительных знаков власти, рангов политической иерархии, чести, достоинства государства (т.е. политическая эмблематика), внешние знаки различий, место политического действия.
И.Н. Браим, перечисляя группы политических символов, указывает на то, что к ним относятся графические изображения (звезды, крест, полумесяц), государственные символы (флаг, герб, гимн), конституция, столица страны (употребление вместо названия страны слова типа «Минск», «Белый дом»), политические ритуалы (коронации, инаугурации). В отличие от авторского коллектива энциклопедии по политологии, И.Н. Браим понятие «политический язык» выделяет как самостоятельный элемент политической культуры [2, с. 259].
Исследователь Д.А. Роговцов выделяет более 16 видов политической символики (национально-государственная, предметно-объектная, математическая символика, архитектурные комплексы, политические лидеры, денежные знаки и др.). Такое многообразие форм объясняется структурным разнообразием и богатством проявления властных отношений, а также ведущей ро¬лью политической системы для развития социальной организации [4, с. 10]. Можно сказать, что в этой классификации группы символов представлены достаточно подробно.
Несмотря на то, что единого подхода к классификации политической символики не существует, ее структурная организация при множестве интерпретаций различных исследователей поможет упорядочить пространство социальной системы, обеспечит возможность дополнительного исследования общества через систему присущих ей политических символов.
- Астаповский, В.Е. Политическая символика в нормативно-оценочной составляющей политической культуры белорусов / В.Е. Астаповский, Б.М. Соколов // Проблемы управления. — 2009.-№4.-С. 100-104.
- Политология: учебник / В.А. Бобков [и др.]; под ред. В.А. Бобкова и И.Н. Браима. - Мн.: «Интерпресссервис», 2003. - 352с.
- Политология: энциклопедический словарь / под ред. Ю.И. Аверьянова. - М.: изд-во Моск. коммерч. университета, 1993. — 431 с.
- Роговцов, Д.А. Политическая символика как способ организации политического пространства переходного общества: автореф. дис. канд. полит, наук / Д.А. Роговцов. - Мн.: БГУ, 2003.-20с.
|