Пятница, 24.11.2017, 12:24
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Обществоведение

Гливанский Е.О. ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВОСТОКА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

В широком спектре проблем современной культурологии тема зтничности, ценностей этнической культуры незаслуженно оттеснена на периферию. Между тем, ее актуализация сегодня определяется поиском ответа на вопрос: «Неизбежно ли нивелирование этносов в условиях глобализации?».
На оценку ситуации в решающей степени влияют две основные тенденции, свойственные этнической культуре - к изменению и стабильности. Причем, обе определяют и типизацию ценностей культуры в виде «динамических» и «стабилизирующих», которые в различных ситуациях достаточно подвижны, вплоть до обмена местами. В частности, на этапе формирования этноса динамическая ценность (активно участвующая в этом процессе) может трансформироваться в стабилизирующую (обретая отрицательные формы посредством, например, символов, эмблем). Однако, в «годину испытаний» (чему немало примеров в истории) она вновь может вернуться к статусу динамической.

Решение проблемы корреляции процессов развития культуры и ее самоотождествления (сохранения себя в собственном пространстве) нам видится в соблюдении баланса между динамическими и стабилизирующими ценностями. Обретение последними доминирующей роли (на том или ином историческом этапе) в жизни этноса зачастую ведет его к «памятниковой болезни». Неизбежная в таком случае замена содержания формой обрекает этническую культуру (в условиях глобализации тем более) на деградацию (во всяком случае креативную, духовную). Более всего эти «погрешности» проглядывают в истории этнических культур Востока, которым свойственна определенная инертность. Вместе с тем, впадание в другую крайность (обретение господствующего статуса этнической культурой динамическими ценностями) может подвергнуть этнос масштабному воздействию внешних мод и влияний. В этом случае, по мнению многих культурологов и философов, возможность для него стать жертвой ассимиляции более сильным (по средствам воздействия) вполне реальна. Подобная точка зрения исходит из утвердительного ответа на вопрос: «Гибельна ли глобализация для ценностей этнической культуры?». Однако категоричность такой позиции вызывает сомнение. Ее поборники сетуют на негативные последствия глобализации, на западные заимствования, размывающие самобытность этнических ценностей. Разумеется, подобная позиция небезосновательна. Но не следует исключать и иную постановку вопроса: «Безусловна ли посредством экономических контактов, туристических обменов и т.п.) подмена веками формировавшейся системы культурных ценностей (т.е. смысловой доминанты культуры конкретного этноса) иноземными?».
Сделать это далеко не просто: ряд факторов, существующих в реальности, решительным образом противодействуют развитию этой тенденции. Среди них, прежде всего, принятие во внимание ценностных ориентации партнера (особенно в векторе Запад-Восток). Европа и США, расширяя сегодня сферу экономических отношений с Китаем, не могут игнорировать его традиции. Маркетинговые службы их фирм, имеющие клиентуру на Востоке, вынуждены учитывать культурные ценности его этносов (индийцев, китайцев, пакистанцев и др.). Вместе с тем, следует учитывать и обозначенный современной культурологией этнический бум, сопутствующий процессу глобализации. Этносы Востока, несмотря на очевидно агрессивный натиск Запада на уровне массовой и элитарной культуры, допускают в свое внутреннее пространство лишь то, что соответствует сложившейся в них ценностной иерархии. Кроме того, возможна ситуация при которой один этнос «оставляет» в своей культуре ценности другого, поскольку сам их аналогию на момент проникновения последнего не создал. Более всего это свойственно научным терминам. Например, часть открытых в Европе научных феноменов внедрилось в сферу научных исследований других стран в их западной транскрипции. По существу, «воспринимающий» этнос прибегает к обозначению заимствований посредством, например, орфографии, шрифта и т.п. Используется и «народная этимология», с помощью которой оказавшийся в сфере интересов Запада этнос адаптирует иноземные элементы культуры к системе своего языка. Однако, тенденции современной культуры этносов, например, Востока, свидетельствуют не о фундаментальном, а скорее о внешнем, поверхностном заимствовании элементов элитарной и массовой культуры США. В частности, молодежная среда восточных этносов, примеряя на себя модель поведения голливудских героев, остается достаточно равнодушной к ценностям протестантской этики Запада.

Исходя из вышесказанного можно с большой долей уверенности предположить, что баланс динамических и стабилизирующих ценностей культуры в условиях глобализации является определяющим фактором выживания этноса.

  1. Гумилев, Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М. 2005. 512с.
  2. Хантингтон, С. Кто мы? / С. Хантингтон. - М. 2004.
  3. Хрох, М. От национальных движений к полностью сформировавшейся нации: процесс строительства наций в Европе. / М. Хрох. - М. 2002.

 

Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz