Воскресенье, 19.11.2017, 22:23
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Обществоведение

Гончаров Д.Н. РЕМИНИСЦЕНЦИИ ИДЕИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ТРУДАХ ФРАНЦИСКА СКОРИНЫ

Понятие «гражданское общество» сегодня часто используется в суждениях о достигнутом состоянии или желательных перспективах современной общественной жизни. Полагают, что между наличием гражданского общества и существованием демократического государства имеется тесная связь. Однако вопрос об условиях, и возможностях формирования гражданского общества, необходимых ступенях его становления остается дискутируемым. Для лучшего его понимания полезны обращения к истории становления идеи гражданского общества там, где оно осуществилось, и там, где оно намечалось в виде тенденции. Подобный опыт мы находим в истории Беларуси XVI века, в котором были разработаны и приняты Статуты Великого княжества Литовского. Вызревание идеи гражданского общества мы можем проследить на примере воззрений белорусского просветителя Франциска Скорины.

Теоретические отражения идеи гражданского общества восходят к сочинениям Аристотеля, Цицерона, к понятию естественного права. Переход от средневековья к новому времени считается периодом вызревания гражданского общества [1, с. 19-20]. Необходимо отметить, что применение термина «гражданское общество» в данном случае условно, так как он утвердился в лишь в лексиконе Нового времени.
В философской и общественной мысли Великого княжества Литовского и Польши идеи гуманизма и гражданственности отчетливо проявились в первой половине XVI в., в частности, в воззрениях Франциска Скорины и Николая Гусовского [2, с. 15-16].
Залог успешного существования и функционирования общества и государства Скорина видел в наличии законов: «Людское естество двояким законом бываеть справовано от господа бога, то ест прироженым, а написаным» [3, с. 93]. Под выражением «людское естество» белорусский гуманист вряд ли имел в виду неопределенную совокупность людей, так как говорил о вполне конкретных государствах, обладающих территорией, правительством и населением. По-видимому, естественным представляется не просто общество людей, а нечто вроде «гражданского общества» (в современном понимании). И не случайно мыслитель обращается к эпохе античности, в которой слово «полис» является аналогом выражения «гражданская община».

Первичным законом, регулирующим жизнь общества, является, на взгляд Скорины, закон, данный людям от бога: «прежде все законов или прав писаных закон прироженый всем людем от господа бога дан ест...» [3, с. 94]. В отличие от позднейшего мыслителя Т. Гоббса, считавшего изначальным «естественное состояние», Скорина полагал, что закон действует с момента возникновения человечества: «От зачала убо веков, егда сотворил бог первого человека, написал ест за¬кон сей в серцех своих» [3, с. 93].
Однако, мыслитель отмечал, что человеческое общество несовершенно, поэтому существует необходимость в писаных законах [3, с. 95]. С точки зрения гуманиста и просветителя, писаное право должно служить во благо всего общества и его членов, а не одного человека: «Едино - по-сполитое, понеже от всех народов посполите соблюдаемо ест...» [3, с. 95]. Требование соблюдения общих интересов, высказанное Скориной, созвучно с мыслями Аристотеля о различии правильных и неправильных государственных устройств, из которых одни служат благу всего общества, а другие - благу отдельных лиц. Именно преобладание общих интересов над индивидуальными является важной характеристикой греческого полиса как прообраза гражданского общества. В «Политике» Аристотель указывает, что «всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага (ведь всякая деятельность имеет в виду предполагаемое благо)...» [4, с. 376]. При этом государство, или общение политическое, есть наиболее важное общение.

Философские воззрения Ф. Скорины на общество, его устройство и законы выразили существовавшие в обществе умонастроения, тенденцию к формированию гражданского общества. Воззрения Скорины хотя и не сложились в завершенную систему, фактически предвосхитили ряд идей философов второй половины XVII века в области естественного права. Философ-гуманист не разрабатывал христианскую утопию, а соединял при характеристике общества христианские принципы и черты античного полисного устройства - предшественника гражданского общества.

  1. Гаджиев, К. С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования / К. С. Гаджиев // Вопросы философии. - 1991. —№ 7. - С. 19-35.
  2. Конон, В. М. От Ренессанса к классицизму. Становление эстетической мысли Белоруссии в XVI-XVIII вв. / В. М. Конон. - Минск: Наука и техника, 1978. - 160 с.
  3. Прадмовы і пасляслоўі: [зборнік] / Францыск Скарына; [рэдактар В. В. Барысенка; уступ, каментарый А. Ф. Коршунава; Акадэмія навук Беларускай ССР, Інстытут літаратуры імя Я. Купа¬ны]. - Мінск : Навука і тэхніка, 1969. - 237 с.
  4. Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. - М.: Мысль, 1984. — С. 376-644.

 

Они предлагают ...

О разном...

Материал взят с сайта sbabkin
Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz