Воскресенье, 19.11.2017, 22:31
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Обществоведение

Жук Ю.В., Жук М.М. СТУДЕНЧЕСТВО И ЕГО СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

Студенчество, как особая группа, возникло в Европе в XII веке одновременно с первыми университетами. С развитием капитализма и повышением социальной значимости высшего образования роль студенчества, как источника квалифицированных кадров интеллигенции, возрастает в жизни общества. В XIX — начале XX начале вв. студенчество отличается высокой политической активностью и играет заметную роль в общественной жизни.
 

Научно-техническая революция повлекла за собой изменения в положении и составе студенчества. Несмотря на различия своего социального происхождения и возможности, студенчество связано общим видом деятельности и образует в этом смысле определённую социально-профессиональную группу. Совместная деятельность порождает у студенчества общность интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру.

В настоящее время в научной литературе ещё нет достаточно полного определения понятия "студенчество". Так, социологи Б. Рубин и Ю. Колесников отмечают, что "студенчество, как социальная группа, функционирует в системе высшего образования, выступает в качестве объекта производства, предметом которого является не вещь, а сам человек, личность. Поэтому главной формой производства является образовательная деятельность [1].

А.С. Власенко определяет студенчество как особую социальную группу, формирующуюся из различных социальных образований общества с особыми условиями жизни, труда и быта, особым общественным поведением и психологией, для которой приобретение знаний и подготовка себя для будущей работы, в науке, культуре является главным и, в большинстве случаев, единственным занятием [2].

Т.В. Ищенко акцентирует внимание на отличительных особенностях студенчества как общественной группе: характере труда студентов, заключающемся в систематическом накоплении, усвоении, овладении научными знаниями, их основной социальной роли, определённом положении студенчества как резерва интеллигенции [3].

Студенчество, являясь составной частью молодёжи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентации. Как социальная группа, студенчество является объединением молодых людей с определёнными социальными значимыми устремлениями и задачами. Вместе с тем, студенчество, представляя собой специфическую группу учащейся молодёжи, обладает присущими только ей особенностями, такими как:

  • Мобильность, подвижность. Студенчество - это довольно мобильная социальная группа, его состав ежегодно меняется;
  • Социальный престиж. Студенчество является наиболее подготовленной, образованной частью молодёжи.
  • Общность цели. Студенты нацелены на получение высшего образования. Единый характер труда - учёба, образ жизни, активное участие в общественных делах ВУЗа способствует выработке у студенчества сплочённости.
  • Способность общения. Активное взаимодействие с различными социальными образованиями общества, а также специфика обучения в ВУЗе приводит студенчество к большой возможности общения.
  • Поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям в обществе.

Вместе с тем, психологом Ю.А. Самариным были отмечены следующие противоречия, присущие студенческому возрасту:

  1. Социально - психологическое. Это противоречие между расцветом интеллектуальных и физических сил студента и жёстким лимитом времени, материальных возможностей для удовлетворения потребностей.
  2. Между стремлением к самостоятельности в отборе знаний и довольно жёсткими формами и методами подготовки специалиста определённого профиля.
  3. Расширение знаний студентов через получение информации расширяет знания студентов, и вместе с тем отсутствие достаточного времени на её переработку может привести к поверхности в знаниях.

Широки и многообразны социальные роли, присущие студентам ВУЗа. Социальная зрелость - это многосторонний процесс, включающий в себя завершение образования, приобретение стабильной профессии, трудовая активность, возможности выполнять организаторские и руководящие функции, наличие политических прав, исполнение воинской обязанности, ответственность перед законом, возможность заключать брак и воспитывать детей и пр. Это один из завершающих этапов процесса формирования личности, в ходе которого она (личность), усваивая социальный опыт, приобретает соответствующие социальные качества и подготавливается к вступлению в общественную жизнь в качестве её активной силы.

  1. Рубин, Б. Студент глазами социолога / Б. Рубин, Ю. Колесников. - М.: 1980. - 277 с.
  2. Власенко, А.С. Некоторые вопросы воспитания студенчества / А.С. Власенко. - М.: 1987. - 169 с.
  3. Ищенко, Т.В. Место студенчества в социальной структуре общества / Т.В. Ищенко. — Томск: 1975.-243 с.

 

Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz