Пятница, 24.11.2017, 12:17
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: искусство

Александрович А.И. ПОДГОТОВКА СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
В последние годы в области музыкально-педагогического образования в республике все чаще поднимаются вопросы о переосмыслении традиций, реорганизации учебного процесса, воплощении новых методических идей и творчески осмысленных проектов с целью обновления концепции образования. В связи с этим повышаются требования к общепедагогическим способностям и исполнительскому мастерству будущего учителя музыки. Однако возросшим требованиям, предъявляемым к современному высшему музыкально-педагогическому образованию, нынешний уровень подготовки современного учителя музыки уже не соответствует.

В настоящее время подготовка учителя музыки для общеобразовательной школы в университете выглядит скорее как совокупность отдельных мало связанных между собой звеньев, но не как единая система. До сих пор в вузовской педагогике существует негласная позиция, что обобщение учебного материала должно осуществляться не в лекционных курсах, а в сознании студента и во время педагоги¬ческой практики. Однако в реальности — несмотря на высокие требования по каждому отдельному предмету, как-то: дирижирование, фортепиано, историко-теоретические дисциплины — этого обобщения не происходит. Студенты зачастую не способны самостоятельно ассимилировать в своем сознании методические рекомендации по проведению уроков музыки с новыми веяниями и инновациями в педагогике, мало развиваются и их способности анализировать различные явления в искусстве вообще и музыки в частности.

Обучение специальности учителя музыки несомненно должно включать овладение исполнительским мастерством, знания по теории, гармонии, истории музыкального искусства, а также основы дирижирования и вокала. Но все эти отдельные предметы должны преследовать единую цель: формирование у студентов обобщенных знаний о различных пластах и периодах развития мировой художественной культуры, четких представлений о внутренних взаимосвязях и взаимопроникновениях различных жанров и стилях, понимание законов исторического развития искусства. Идея Д. Кабалевского о том, что «в системе массового музыкального воспитания на первый план выходит не относительная самостоятельность различных граней музыки, а их внутренняя связь, то их единство, в котором они предстают перед нами в самом музыкальном искусстве и в котором они обязательно должны обнаруживаться в сознании учащегося» [1, с. 26] не потеряла своей актуальности.

На наш взгляд стержнем обучения на музыкально-педагогических Факультетах должно стать формирование в сознании студента общей картины музыкальной и художественной культур, широкой панорамы их исторического и эстетического становления, осознания глубоких связей музыки с другими видами искусства и с явлениями общественной жизни. В связи с этим содержание разрозненных предметов следует пересмотреть в плане согласования программ. В основу следует положить принцип историзма. Существенными, принципиальными моментами при изучении основных периодов развития художественной культуры, с нашей точки зрения, являются:
•    рассмотрение проблем музыкознания, разрабатываемых в искусстве определенного периода;
•    соотнесение этих проблем с философско-эстетическими идеями изучаемого периода;
•    формирование у студентов обобщенных видов познавательной деятельности и диалектических форм мышления;
•    стремление по возможности к единому содержательному наполнению музыкой изучаемого периода индивидуальных программ по фортепиано, дирижированию, вокалу и теоретическим дисциплинам, используя при этом интонационный, жанровый анализ музыки, выявляя ее выразительную и социально-воспитательную функцию;
•    теоретическое освоение студентами учебного материала следует преломлять на практике урока музыки. Интонация, музыкальный образ, музыкальная драматургия, музыка и современность, преобразующая сила музыки, внутренние связи музыки и живописи, музыки и литературы, составляющие содержание ныне действующей программы, — вот те опорные точки, вокруг которых должны накапливаться теоретические и практические знания и умения студентов. На нынешнем этапе развития музыкально-педагогического образования такая направленность работы со студентами выражена чрезвычайно слабо и зачастую отсутствует вообще. Работу над содержанием учебных дисциплин необходимо вести в трех направлениях: обеспечить высокий уровень обобщения материала в лекционных курсах, создавать комплексные учебные пособия, в которых студенты могут найти анализ общих явлений и закономерностей развития всеобщей художественной культуры, а также характерных особенностей каждого отдельного искусства, формировать у студентов способность к диалектическому мышлению.

Результатом взаимодействия философии, эстетики и педагогики музыкального образования «может и должно стать главное: выработка таких знаний, которые явятся основой осмысления и решения актуальных проблем музыкального образования, надежным методологически», ориентиром в обосновании его сущностных сторон» [2, с. 39].
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz