Пятница, 24.11.2017, 12:15
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: искусство

Бакановская И.Г. СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СВЯЗИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ
Блок содержательно-познавательных связей как вида преемственных связей на этапе «начальная — базовая школа» отражает предметную сторону музыкального познания, представленную в содержании обучения в виде исторически сформированной системы музыкального языка, круга художественных образов и идейных смыслов, выступающих з своей совокупности как органическое единство внешнего (форма) и внутреннего (содержание) в музыкальном произведении.

Музыкальный язык как средство духовного общения между людьми представлен сложной многоуровневой структурой. Функционирование «лексического» и «грамматического» фондов, как подсистем музыкального языка на уровне общения, оказывается возможным благодаря связи материальных структур с их идеальным смыслом, системой художественно-семантических значений. Все три курса музыкального обучения — исполнительский, теоретический и исторический -предполагают освоение системы музыкального языка в тесной взаимосвязи всех ее подструктур.

Блок содержательно-познавательных связей структурирован нами:
•    по составу предметного знания, куда вошли знаково-коммуникативные, композиционные и понятийные связи;
•    по способу существования предметного знания в индивидуальном опыте ученика: информационные и смысловые связи.
Действие знаково-коммуникативных связей осуществляется по следующим основным предметно-содержательным линиям:
•    система средств музыкальной выразительности («мелодия», «ритм», «лад», «гармония» и т. д.), представленная в учебном материале совокупностью соответствующих музыкальных эталонов;
•    система средств исполнительской выразительности (принципы артикуляции, фразировка, качество звукоизвлечения, законо¬мерности исполнительской кульминации и т. д.).

Освоение обеих линий способствует приобретению учеником умения прочитывать художественную информацию, заключенную в нотном тексте, а также - приобретению индивидуального опыта выражения мыслей и чувств. Содержание композиционных преемственных связей направлено на понимание и освоение логики движения и развития музыкальной мысли, что в учебном материале представлено закономерностями построения музыкальной формы. Важным на начальном этапе обучения оказывается приобретение учеником понимания того, что любая изучаемая им формо-структура (фраза, предложение и т. д.) - прежде всего мысль композитора, нашедшая свое выражение в средствах музыкальной выразительности. Но необходимым условием вчувствования в мысль автора, ее понимания, оказывается умение иметь свою собственную мысль и художественно ее оформлять. Такого индивидуального опыта не хватает выпускникам начального музыкального обучения.

Понятийные связи предполагают формирование так называемых «сквозных понятий», к которым относятся понятия «музыкального стиля» (индивидуального стиля композитора и исполнителя, конкретной исторической эпохи), «музыкального жанра», «художественного направления». Понятийные связи тесно примыкают к информационным связям, действие которых направлено на формирование «тезауруса» общетеоретических и исторических знаний. Реализация данного вида связей предполагает не только количественное накопление информации от этапа к этапу, но и понимания значения тех или иных фактов как в историческом контексте (значение и роль на пути становления музыкального искусства), так и в индивидуально-личностном аспекте (значение того или иного факта для ученика).

Особую значимость в реализации преемственности на этапе «начальная - базовая школа» приобретают смысловые связи, характеризующие личностное отношение ученика ко всему, что он изучает в процессе музыкального обучения. Смысловое отношение -это ценностное отношение, проявляющееся в форме индивидуальных предпочтений художественной информации (в широком ее понимании), в которую ученик погружается при освоении музыкальных произведений. К концу начального периода музыкального обучения индивидуальные предпочтения, проявившиеся в исполнительской деятельности, в коллективной и индивидуальной творческой работе, приобретают достаточную определенность. Наряду с показателями технического роста ученика, сформированности умения самостоятельно работать, анализ индивидуальных предпочтений может служить основанием для совместного с учеником построения индивидуального плана его последующего развития.
Они предлагают ...

О разном...

волосы
Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz