Пятница, 24.11.2017, 12:14
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: искусство

Богданова Г.П. ПОРТРЕТ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
Ежегодно в школы страны приходят сотни молодых учителей музыки. И, естественно, каждого из них волнует масса самых различных вопросов: как пройдет первая встреча с учащимися, как стать их настоящим другом, проводником в мир музыки, как подготовить и провести музыкальное занятие, воспитать художественный вкус, высокие музыкальные потребности, любовь к исполнительству и что для этого нужно делать.

Одна из главных проблем - подготовка к уроку музыки, на которую уходит большая часть сил. Непросто дается конструирование урока музыки, то, что называют «драматургией урока», выбор целесообразных методических приемов, ибо молодому учителю еще трудно оценить уровень музыкальных знаний учеников, степень развитости их музыкального восприятия.

На этом этапе учитель нередко «не видит» класса. В процессе обучения он пока что не имеет обратной связи, теряется перед нежеланием отдельных учащихся, например, индивидуально спеть, внимательно слушать музыку, активно участвовать в игре на музыкальных инструментах. Некоторая часть молодых педагогов одержима методическим максимализмом. Стремясь к новым, активным формам музыкального обучения, они подчас не учитывают музыкально-познавательных возможностей своих учащихся и чрезмерно перегружают урок.

Готовя уроки музыки, следует их примерять прежде всего к своим возможностям, потому что каждый из нас хорошо представляет, что нам удается лучше, где мы сильнее. Это личностное «примеривание» - весьма положительное качество учительского менталитета, профессиональной подготовки, физического состояния, уровня педагогической талантливости. Совокупность личностных и профессиональных данных характеризует каждого из нас, обуславливая необходимость индивидуально подбирать ключи к самому себе.

Сопоставляя результаты практики студентов с деятельностью молодых учителей, первый год самостоятельно работающих в школе, можно обнаружить любопытное явление: студенты-практиканты значительно чаще, нежели молодые педагоги, обращаются к стимулирующим методам (поощрение, похвала, совет и т.д.), чем к сдерживающим (наказание, порицание, критика и т.д.). И те, и другие в первую очередь используют в своей музыкально-педагогической практике поощрение и наказание. Но поощрение и наказание у студентов А учителей меняются местами. Молодые специалисты считают, что в вопросах музыкального воспитания нельзя быть уступчивыми. Такие изменения в понимании характера музыкально-воспитательной деятельности, происходящие за короткий промежуток времени работы в школе, объясняются рядом причин: недостаточным вниманием в вузе к обучению будущего учителя-музыканта основам самоанализа; постоянным желанием оценивать других, а не себя. В итоге смена студенческого статуса на учительский нередко сопровождается ростом уверенности молодого специалиста в том, что требовательность и строгость - самые действенные инструменты, позволяющие утвердить в среде учащихся собственный авторитет. Требовательность и строгость не должны заслонять в учителе-музыканте его способности быть в процессе музыкального воспитания помощником, советчиком и другом своих учеников. У большинства молодых учителей склонность к излишней строгости и требовательности с годами проходит.

Урок должен вписаться в музыкальную современность. Замысел урока призван учитывать современное состояние культурной обстановки в обществе, сегодняшнее ваше и ваших учащихся восприятие жизни и музыки как части этой жизни, ибо то, что сегодня кажется неинтересным учителю-музыканту, почти наверняка будет неинтересным и для учеников.

Творя замысел урока, важно представлять себе основу его драматургии, формировать особое учительское чувство - чувство времени. В зависимости от ритма урока учитель-музыкант подбирает темп и ритм своей речи, организует другие средства педагогического воздействия. По-видимому, об эпическом следует рассказывать неспешно и величаво, о смешном - живее, используя в этом случае другой стиль речи и т.д.

Существует хороший прием внутренней психологической техники, называемой иногда «духовный душ»: перед уроком усилием воли необходимо отключиться от всех посторонних раздражителей, создать вокруг себя как бы духовный «вакуум», привести в порядок нервы, внушить себе мажорное настроение. Никогда не следует опускаться до оскорбительных выражений и других выпадков, унижающих достоинство и самолюбие ученика. Это рано или поздно пагубным образом отзовется на ваших отношениях с учащимися.

Развивая педагогическую зоркость, приучаться не только фиксировать недостатки, но и включать в отношения с учащимися тонкие средства, «разговаривая» с ними взглядом, малозаметным движением бровей, другими «микродействиями». И тогда вести урок музыки станет заметно легче: привыкшие к тонким воспитательным приемам, учащиеся адекватно на них реагируют, сберегая учителю и себе рабочее настроение и творческую обстановку.

Литература
1. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М., 2002.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz