Воскресенье, 19.11.2017, 22:31
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: искусство

Гончарова Е.П. ИНДИВИДУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧАЩИХСЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ: ФИЛОСОФСКИЙ ВЗГЛЯД
Вопросы индивидуально-творческих показателей учащихся не теряют своей актуальности в любой образовательной системе. Однако в последние годы развитие индивидуально-творческого потенциала воспитанников является необходимым условием результативности личностно ориентированного образовательного пространства. Чтобы повысить эффективность развития индивидуально-творческих показателей учащихся в художественном образовании, целесообразно изучить теоретические основы этого вопроса. Обратимся к философским основаниям индивидуально-творческих проявлений человека в историческом аспекте.

Античные мыслители, говоря о человеке как о мере всех вещей (Протагор), подразумевали очевидность неповторимости и уникальности личности человека, обладающего собственными индивидуальными чертами, обусловливающими его собственный взгляд на окружающий мир. В философской мысли представителей скептицизма (Пиррон, Карнеад, Тимон, Секст Эмпирик) и гедонизма (Аристипп) обнаруживается опора на эмоционально-чувственную сферу человека, хранящую в себе тайну его уникальности. Некоторые другие античные философы (Сенека, Зенон из Китиона, Хрисипп, Эпиктет, Марк Аврелий) выделяют интеллектуальную и волевую составляющие человеческой индивидуальности, определяющие умение противостоять внешнему потоку событий.

Позже движение философской мысли,  затрагивая материальную детерминацию индивидуальности человека (Демокрит) и диалогизм как способ понимания всего окружающего мира (Сократ, Платон), приходит к утверждению принадлежности человека как к чувственной, так и к идейной сферам. Оговоримся, что некоторые античные философы (Пифагор, Парменид) пошли по пути простого разграничения телесного и духовного начал в человеке. Платон, являясь основоположником мирового идеализма, отдает приоритет душе как основе самосовершенствования индивидуального человека: «... кто я – чудовище... или же существо более кроткое и простое, и хоть скромное, но по своей природе причастное божественному уделу?» [3, с.189]. Аристотель, говоря о развитии сущностных способностей человека как о его индивидуальном совершенстве, вплотную подходит к рассмотрению социального аспекта, создающего условия для творения и созидания.

В позднеантичный период философская мысль продвигалась по пути дифференцирования индивидуальных проявлений и притязаний человека, имеющих ценностную составляющую, таких как личное благополучие (Эпикур), личное счастье (Цицерон, Зенон из Китиона, Клеанф, Хрисипп, Марк Аврелий). Ценностная ориентация философских воззрений античности подготовила почву для расцвета средневековой философской мысли, которая, обогатившись идеями христианства, провозгласила человека космологическим и аксиологическим центром («Исповедь. История моих бедствий» Августина Аврелия, трактат «Об учителе» Фомы Аквинского и др.)...

Скачать статью                Обсудить на форуме

Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz