Воскресенье, 19.11.2017, 22:35
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: искусство

Гостева Д.Р. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ МУЗЫКАНТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Методика обучения в вузе должна исходить из того реального факта, что каждый студент является, в определенной мере, уже сложившейся личностью, не приемлет авторитарного императива и требует  уважения   к  себе.   Высшая   школа,   которая призвана формировать и развивать профессионально-личностные качества студента, обязана не только контролировать выполнение студентом учебных требований госстандарта, соответствующих общему среднему уровню, но и предоставлять ему в рамках профессиональной ориентации свободу выбора (в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями) для самостоятельных творческих решений и действий в учебном процессе.

Самоактуализация как стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей является важнейшим тезисом гуманистической педагогики и психологии. В понятие «личностные возможности» мы включаем профессиональную подготовку и деятельность человека, как одну из важнейших сторон его жизни. Поскольку профессионально-требуемые качества тесно взаимосвязаны с личностными, нас интересует разработка методики, стимулирующей процесс профессионально-личностной самоактуализации студента в период обучения. В течение пяти лет учащиеся вуза обязаны сдать многочисленные экзамены, зачеты, семинары, контрольные и курсовые работы и т.п. При этом как-то забывается, что каждый экзамен и зачет - это реальная стрессовая ситуация, в которой оценка в какой-то мере зависит и от субъективности экзаменатора, и от других случайных факторов. «Ситуативная тревожность», психологический дискомфорт, испытываемый студентами из-за боязни низкой оценки, у многих провоцируют неуверенность в себе, снижают учебные показатели и потенциальные возможности их профессионально-личностного развития.

В учебном процессе также не всегда учитывается, что студент представляет собой больше субъект обучения и воспитания, чем объект, поэтому он может и должен быть активным участником учебного процесса, ведь именно от его положительного или негативного настроя, желания, интереса, от его воли, самоактивности зависит в результате эффективность преподавания и обучения.

Мы предлагаем создать в учебном процессе, наряду с традиционными формами учебной работы, неформальную ситуацию, стимулирующую собственную активность студента, формирующую его желание, заинтересованность, организованность и настойчивость в овладении учебным материалом. Желательно, чтобы активность студентов имела массовый характер, только тогда она будет способствовать повышению эффективности обучения. Создаваемые психолого-педагогические условия должны удовлетворять (в рамках профессии) потребность каждого студента в творческой деятельности, в творческом самовыражении, помочь ему раскрыть и развить потенциальные способности, добиться успеха на доступном ему индивидуальном уровне, то есть, обеспечить профессионально-личностный рост в процессе обучения (предотвращая процесс профессионально-личностной депривации).

Внеплановые формы учебной работы привлекательны тем, что, как правило, освобождают студентов от отметки и такого сопутствующего ей негативного явления как оценочный стресс, являющегося помехой на пути естественного творческого развития личности учащегося.

Известно, что на музыкальных факультетах педагогических вузов исполнительское направление практики не имеет. Многие студенты так и остаются невостребованными в исполнительской сфере. В концертах участвуют, как правило, «избранные», а сдачу исполнительского экзамена в присутствии двух-трех преподавателей лишь с большой натяжкой можно назвать выступлением. В то же время исполнительская подготовка является важной стороной профессионального обучения наших студентов. В исполнительстве развиваются и обогащаются эмоциональная, волевая и интеллектуальная сферы личности будущего музыканта-педагога, его духовное начало; воспитывается артистичность, умение устанавливать эмоциональный контакт с публикой, музыкальный вкус, ощущение стилевых особенностей музыкальных произведений, приобретается музыкальный исполнительский опыт, пополняется музыкальный багаж.

Фестиваль (или свободная музыкально-исполнительская практика - СМИП - специфическая форма учебно-воспитательной работы, создающая, по нашему мнению, наиболее оптимальные условия для музыкально-исполнительской деятельности студента в свободном режиме. Различные свободы, как то: участие на добровольной основе; психологическая свобода от балльной оценки и конкуренции; выбор репертуара, адекватный своему желанию и уровню притязаний; свободный выбор вида исполнительства (сольный, ансамблевый) и другие, создают предпосылки для индивидуального успеха каждого участника фестиваля. К этому можно прибавить такие общие положительные моменты, как неограниченное количество участников (все желающие), нелимитированное и удобное для каждого время выступлений, оживление межличностных творческих отношений. Весь комплекс психологических и организационно-комфортных условий как нельзя лучше стимулирует творческую активность и самостоятельность студента, обогащает творческую атмосферу на факультете в целом, оптимизирует студенческо-преподавательские отношения.

Однако возникает проблема оценки свободного исполнительства. Структура «толерантной» сценки, которую мы предлагаем, состоит из педагогического наблюдения и анализа, экспертного суждения, прямого и косвенного (косвенное - это оценка-суждение слушательской аудитории) и самооценки студента-исполнителя. Таким образом, четыре разносторонних компонента оценки должны способствовать большей ее объективности, или, точнее сказать, «реальности» в результате интеграции объективного и субъективного факторов.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz