Пятница, 24.11.2017, 12:17
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: искусство

Григорьева О.Н. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Музыкально-эстетический вкус младшего школьника можно рассматривать, на наш взгляд, как трехуровневое образование, в котором преломляются «сущностные силы» ребенка, определяющие уровень его культурного развития - потребности, способности и умения, действующие согласованно и взаимосвязано.

Нижний, базовый уровень образуют предпочтения и потребности: духовная потребность в постоянном общении с искусством и его эстетическими ценностями, потребность музыкального переживания;
Средним, определяющим уровнем является способность вкуса к эмоционально-эстетическому оценочному отношению;
Верхний, результирующий уровень - это развиваемое и обретаемое в эстетической деятельности комплексное умение оценивать по достоинству музыкально-прекрасное, решать эстетико-образные задачи.

Одним из основных этапов решения проблемы развития вкуса является организация психолого-педагогических условий, определяющих динамическое взаимодействие компонентов и уровней вкуса учащегося.

В младшем школьном возрасте значительную роль в направленности музыкально-эстетического вкуса играет музыкальная потребность, которая проявляет себя в стремлении ребенка заниматься различными видами музыкальной деятельности. Музыкальная потребность выступает одновременно как потребность в музыкальных «предметах» и определенных способах музыкальной деятельности.
В специфике музыкально-духовной потребности ребенка неосознанно выражается активность вкуса, рождающая сначала определенное отношение к оцениваемому явлению, а затем и действие, обусловленное соответствующими способностями. Сказанное можно обозначить формулой: потребности - оценочное отношение - способности -действия. Следовательно, актуализация духовных потребностей ребенка и их удовлетворение в конкретной деятельности является первым необходимым условием развития музыкально-эстетического вкуса.

Становление вкуса предполагает наличие как общих, присутствующих во всех видах человеческой активности, так и специальных оценочных способностей вкуса, таких как перцептивно-оценочная способность познания гармонии, меры, способность к осознанному выбору и его мотивировке. Труды по исследованию способностей в отечественной науке основываются на концептуальном положении о единстве сознания и деятельности человека и их определяющей роли в развитии способностей (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов). Общее определение вкуса как способности к оценке прекрасного указывает лишь на существование возможности правильно оценивать эстетическую ценность, реализация которой происходит в условиях различных видов педагогической и учебной деятельности.

Поскольку ведущей деятельностью младшего школьника является учебная деятельность, способности музыкально-эстетического вкуса развиваются в рамках учебно-музыкальной деятельности. Необходимо выделить в ней перцептивно-сенсорную, эмоционально-оценочную, творческую, а, также, особую эстетическую, духовно-практическую деятельность, в которой происходит выработка вкусовых суждений и оценок.

Итак, вторым необходимым условием развития музыкально-эстетического вкуса является включение учащегося в полифункциональную учебно-музыкальную деятельность, понимаемую как практическая ценностно-ориентированная, эмоционально-оценочная и музыкально-творческая деятельность.

Рассматривая вкус младшего школьника как эмоционально-оценочное отношение, мы пришли к выводу о необходимости организации таких форм учебно-музыкальной деятельности, которые обеспечивают развитие оценочной способности, присвоение критериев эстетической ценности на уровне меры и нормы, становление осознанной эстетической оценки. Это возможно только в ситуации свободного выбора. Свободный творческий выбор пробуждает внутреннюю позицию, обеспечивает не закрепощенное волеизъявление личности, что является одним из существенных факторов первоначального развития качественного музыкально-эстетического вкуса ребенка. Таким образом, одним из существенных условий развития музыкально-эстетического вкуса учащегося является создание ситуаций свободного творческого выбора.

Считая музыкальное восприятие первичной, базовой формой музыкально-эстетической деятельности, выделим его компоненты, которые активизируют проявление оценочных способностей вкуса младшего школьника. В этом возрасте при наличии различных типов управленческой деятельности педагога наиболее результативным является тип деятельности, ориентированный в большей степени на эмоционально-эмпатический пласт восприятия, включающий чувство удовольствия, музыкально-эстетические переживания, эмпатийный комплекс. Данный пласт формирует комплексные умения распознавать и оценивать меру и норму музыкального произведения.

Введение норм эстетической ценности в опоре на активно-положительное отношение к музыке позволяет достичь гармонии между субъективными предпочтениями учащегося и объективными художественными нормами. Следовательно, специально организованная эмоционально-оценочная деятельность, направляющая восприятие учащегося на познание соразмерности и нормативности эстетико-художественных характеристик музыкального произведения, является определяющим психолого-педагогическим условием развития музыкально-эстетического вкуса.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz