Воскресенье, 17.12.2017, 10:56
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: искусство

Иванова Е.Г. О НОВЫХ ПОДХОДАХ К МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Анализ практики музыкально-педагогического образования показывает, что его качество не всегда соответствует возросшим потребностям социокультурной ситуации. К современному специалисту все в большей степени предъявляются требования, касающиеся не только профессиональных знаний, но и его личностных характеристик, среди которых на первый план выступает умение самосовершенствоваться и саморазвиваться, прогрессивно мыслить, творчески применять знания в различных нестандартных ситуациях, возникающих в практической деятельности. «На современном этапе развития высшего образования качество подготовки специалиста связывают с глубокой дифференциацией, широким кругозором, самостоятельным мышлением, умением решать практические проблемы научными методами» [3, с. 60].

В современном образовательном процессе Суворина Е. А. и другие исследователи выделяют 4 основные ценностные ориентации: ценность получения конечного результата; ценность процесса получения продукта (формирование инструментария более эффективного получения знаний, умений и навыков); ценность самоизменения (усиление роли мышления, сознания, самосознания, самоорганизации, развитие рефлексивных способностей); ценность саморазвития («выращивание» способностей действовать, проблематизировать себя и деятельность относительно ценностей культуры и ориентировать самоорганизацию на требования этих ценностей) [2].

Однако, иногда музыкально-педагогическое образование следует традициям авторитарной педагогики, когда преподаватель, игнорируя творческие формы и методы работы со студентами, просто транслирует стиль своей педагогической деятельности на учащегося. В таких условиях не могут полностью раскрыться уже имеющиеся качества личности и сформироваться новые, творческие.

Эта проблема может быть решена через применение различных подходов к музыкально-образовательному процессу: аксиологический (как достижение высшего творческого уровня профессиональной деятельности учителя музыки); личностно-центрированный (отражающий приоритет личности студента в музыкально-образовательном процессе); асинхронный (позволяющий организовать процесс подготовки специалиста с учетом индивидуальной скорости обучения).

Современная психолого-педагогическая наука считает, что только активность и самостоятельность в достижении поставленных целей могут сформировать творческие качества личности человека и сделать их собственным неоспоримым достоянием. Каждый студенческий поток, группа состоит из множества индивидуальностей, обладающих своими способностями, мотивацией, различиями в интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферах личности, собственной скоростью протекания психических процессов [1]. Также, в условиях получения музыкально-педагогического образования очень ясно проявляются различия в качестве довузовской музыкальной подготовки, что создает определенные трудности в преподавании специального музыкального и психолого-педагогического блоков. Конечно, в индивидуальном обучении музыкально-исполнительским дисциплинам личностно-центрированный подход проявляется в большей степени, нежели в групповом и поточном обучении, но и в том и в другом случае студент рассматривается как носитель общего, а не индивидуального. Противоречия между общими требованиями к специалисту и индивидуальными особенностями каждого конкретного студента требуют человеко-центрического и асинхронного подхода. Что же понимается нами под асинхронным подходом к организации учебно-воспитательного процесса в музыкально-педагогическом образовании?

Асинхронный подход (с греч. - а - не, synchronos - одновременно, совпадая по времени) - представляет собой разновременное освоение программного материала с конечным выходом на единые цели и качество подготовки специалиста. Он позволяет учитывать: имеющиеся довузовское образование, «потенциал обучаемости» [3], психоэмоциональные характеристики личности и соответственно им выстраивать индивидуальную стратегию обучения и развития.

Этот подход предполагает существенные изменения в системе музыкально-педагогического образования, позволяющие преодолеть противоречия возникающие между вузовским и довузовским этапом профессиональной подготовки учителя музыки; между предлагаемым содержанием и существующими педагогическими традициями в музыкально-педагогическом образовании и современными требованиями к личности специалиста. Все вышеизложенное предполагает существенные изменения в самом учебно-воспитательном процессе: в его проектировании, планировании, организации, управлении, мониторинге.

Асинхронный подход позволит повысить результативность процесса обучения и качество специальной подготовки педагога-музыканта. Увеличится аксиологичность музыкально-педагогического образования, как для обучающейся личности, так и для всего общества.

Можно предположить, что этот подход будет способствовать усилению мотивации достижений студентов, выравниванию уровня подготовки специалиста, давать возможность студенту планировать процесс получения знаний и перераспределять свои силы по мере овладения профессионализмом в учебно-музыкальной деятельности.

Литература
1.    Полякова Е. С. Психологические основы музыкально-педагогической деятельности. Мн., 2005.
2.    Суворина Е. А, Борисова 0. Н. Теория и технология образования. Тверь, 1992.
3.    Цыркун И. И. Инновационная культура учителя предметника, Мн., 1996.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz