Пятница, 17.11.2017, 20:27
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: искусство

Козел С.Г. К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
Современная школа много требует от учителя-музыканта: глубокой музыковедческой и исполнительской подготовки, высокого педагогического   мастерства,   знания   методики   школьного музыкального образования. Школе необходим учитель-профессионал. Черты современного учителя были определены академиками РАО В А. Сластениным и В. Л. Матросовым:
1)    высокая гражданская активность и социальная ответственность;
2)    любовь к детям, потребность и способность отдавать им свое сердце;
3)    подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;
4)    высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления;
5)    потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;
6)    физическое   и   психологическое   здоровье, профессиональная работоспособность [2, с. 11].

Все эти качества, несомненно, относятся и к профессии учителя-музыканта. Сложность этой профессии, как отмечала О. А. Апраксина, определяется необходимостью тесной взаимосвязи элементов, входящих и в понятие «учитель», и в понятие «музыкант». По словам Ю. Б. Алиева, учитель музыки должен:
•    умело приобщать школьников к музыкальному искусству, делая это в интересной для них форме;
•    учитывать    особенности    музыкального    и психологического восприятия детей различного возраста;
•    быть хорошим организатором, отличаться энергией;
•    хорошо играть на инструменте, уметь пользоваться современной звуко- и видеовоспроизводящей техникой;
•    проявлять внимательность и чуткость [1, с. 60].

Для того чтобы уточнить, насколько готовы к будущей профессии современные студенты, весной 2005 г. было проведено анкетирование среди студентов БрГУ (психолого-педагогический факультет, специальность «Начальное образование. Музыкальное искусство») и БГПУ (музыкально-педагогический факультет). На вопросы анкеты «Моя будущая профессия - учитель музыки»ответили 54 респондента БрГУ (1—5 курс) и 50 респондентов БГПУ (1—4 курс).

На первый вопрос «Должен ли вуз развивать качества и давать знания, облегчающие вхождение в профессиональную деятельность?» ответили: «да» — 95% респондентов Брест и 87% (Минск) «НЕТ» - 0 % респондентов (Брест) и 4 % (Минск); «затрудняюсь ответить» — 5 % респондентов (Брест) и 9 % (Минск),

На второй вопрос «Что, на ваш взгляд, мешает в современных условиях обеспечить эффективность системы подготовки в вузе?» были получены следующие ответы: «несовершенство программ» — 49 % респондентов (Брест), 56 % (Минск); «уровень материально-технической базы вуза» — 70 % респондентов (Брест), 68 % (Минск); «нежелание студентов работать самостоятельно, отсутствие интереса» — 12% респондентов; «сама организация обучения, расхождение теории с практикой" — 19 % респондентов.

При ответе на третий вопрос «Вы сделали свой профессиональный выбор, руководствуясь: а) способностями и наклонностями или б) желанием получить определенную профессию?» 1-й вариант ответа выбрали 46 % респондентов (Брест) и 58 % (Минск). Желанием получить профессию учителя музыки руководствовались лишь 31 % респондентов (и в Бресте, и в Минске). И еще 23 % студентов (Брест) и 11 % (Минск) затруднились с ответом.

На четвертый вопрос «Считаете ли вы свою будущую профессию престижной?» ответили: «да» — 14% респондентов (Брест) и i8% (Минск); «нет» — 46 % респондентов (Брест) и 45 % (Минск); «затрудняюсь ответить» — 40 % респондентов (Брест) и 37 % (Минск).

На пятый вопрос «Собираетесь ли вы после окончания вуза работать по специальности?» ответили: «да» — 47% респондентов (Брест), 58 % (Минск); «нет» — 37 % респондентов (Брест), 31 % (Минск).

На шестой вопрос «Допустима ли, на ваш взгляд, многократная смена профориентации?» ответили: «да» — 50 % респондентов (Брест), 48 % (Минск); «нет» — по 23 % респондентов (Брест и Минск); «затрудняюсь ответить» — 27 % респондентов (Брест), 29 % (Минск).

Проанализировав ответы, можно сделать вывод:
•    лишь треть студентов сделала свой профессиональный выбор, руководствуясь желанием получить профессию учителя музыки;
•    большинство  студентов   считают  свою  будущую профессию непрестижной (в основном, из-за низкой оплаты труда);
•    после окончания вуза работать по специальностям собирается примерно половина выпускников (47 % — Брест, 58 % — Минск)

Литература
1.    Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М., 2000.
2.    Сластенин В. А., Матросов Б. Л. Новой школе — нового учителя / Педагогическое образование.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz