Пятница, 24.11.2017, 12:24
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: искусство

Куклицкая Г.А. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
Индивидуализация музыкального обучения занимает особое место в педагогической науке и практике. Она предполагает отказ от универсальных педагогических технологии, их вариативность в зависимости от индивидуальных особенностей личности, предпочитаемых ею способов переработки учебного материала. Именно индивидуализация дает возможность наполнить новым содержанием и формами процесс профессионально-педагогической музыкальной подготовки, нацелить обучение в педагогическом колледже на развитие индивидуальных качеств учащегося.

Анализ психолого-педагогических исследований свидетельствует о постоянно усиливающемся внимании к проблеме индивидуализации обучения и ее развития, обогащения новыми идеями. Достаточно широко рассматриваются и решаются вопросы более глубокого изучения индивидуальных особенностей учащихся, влияющих на успешность обучения, необходимости разработки специальных методик и технологий, рассчитанных на каждого ученика или группу учащихся, применение идей индивидуализированного обучения в средней специальной и высшей школе.

Исторический взгляд на проблему индивидуализации в области музыкального обучения позволяет отметить наиболее важные, на наш взгляд, аспекты этого направления: необходимость изучения и учета в педагогическом процессе способностей, наклонностей и возможностей каждого учащегося; создание индивидуальных методик и планов работы в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося: воспитание творческой инициативы и самостоятельности в интерпретации исполняемого произведения; особая роль педагога, его умения и мастерства в реализации индивидуального потенциала личности каждого учащегося. Анализ исторических документов и научных исследований в области массового музыкального воспитания свидетельствует о том, что различные аспекты проблемы индивидуализации находили свое решение, хотя в целом неоднозначное и достаточно противоречивое. С одной стороны, сам процесс музыкального обучения и воспитания на словах якобы был направлен на формирование творческой индивидуальности, целостной личности учащегося, а с другой стороны - приоритет личностного начала в разное время признавался не всегда в должной мере, что во многом определилось общими установками отечественной педагогики.

Метод индивидуального обучения широко применяется в практике музыкальных школ, музыкальных училищ, педагогических колледжей по специальности «Музыкальное образование». В музыкальной педагогике к этим вопросам неоднократно обращались многие выдающиеся педагоги (Ф. М. Блуменфельд, К. Н. Игумнов, Л. В. Николаев, Г. Г. Нейгауз, М. Э. Фейгин, С. Е. Фейнберг, А. И. Ямпольский и др.). По их мнению, знание и учет индивидуально-типологических и характерологических особенностей учащихся, степени развития их музыкального мышления и музыкально-слухового опыта, а также общей направленности их интересов и склонностей в процессе обучения игре на музыкальных инструментах способствует оптимальному выбору методов, приемов и способов учебной работы с ними, что в целом повышает эффективность процесса обучения и воспитания. Однако этот опыт, особенно в системе среднего специального педагогического образования, до сих пор не систематизирован и по-настоящему не обобщен. Наиболее подробно касается вопросов индивидуального подхода к учащимся-музыкантам М. Э. Фейгин в своей работе «Индивидуальность ученика и искусство педагога». Некоторые аспекты данной проблемы затрагиваются в исследованиях О. С. Литвиенко, Е. П. Осмоловской, Л. А. Рахимбаевой, А. И. Самусенко, Э. С. Ткач, О. Р. Черноусовой,

В методике музыкального воспитания проведены некоторые исследования в области индивидуализации обучения детей пению. В частности Л. Д. Дмитриева и Н. М. Черноиваненко предлагает модель индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения пению, включающую в себя: периодическое прослушивание учащихся для проверки состояния певческих голосов, динамики их развития; индивидуальные занятия с детьми, пассивно относящимся к пению и неточно поющими.

На современном этапе в музыкальной педагогике в области индивидуализации обучения проведены исследования М. М. Анцибор, Н. К. Вишняковой-Вишневицкой, А А. Ковалевской, Е. Т. Скобельциной, Ю. С. Сусед-Виличинской и др. Однако они не затрагивают вопрос индивидуализации музыкального обучения учащихся педагогического колледжа на основе типологического подхода. Очевиден тот факт, что процесс музыкального обучения учащихся педагогического колледжа не может строиться в отрыве от систематического учета их индивидуально-типологических особенностей. В этой связи индивидуализация музыкального обучения в педагогическом колледже рассматривается нами как система индивидуальных способов и приемов взаимообусловленных действий учителя и учащихся, основанная на всестороннем знании индивидуальных особенностей учащихся и органично присущая всем этапам учебного процесса, позволяющая создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого учащегося. Индивидуализация обучения осуществляется в рамках целостной учебной деятельности и связана с ней общими целями и результатами.

Литература
1. Образовательный стандарт среднее специальное образование специальность 2-03 01 31 «Музыкальное образование». Министерство образования Республики Беларусь. Мн., 2004.
2- Тарантей В. П. Педагогическая практика студентов: теоретические основы и опыт организации, Гродно, 2004.
3. Теплов Б. М. Проблема индивидуальных различий. М„ 1961.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz