Вторник, 23.01.2018, 16:53
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: искусство

Купец Л.А. ИСТОРИЯ МУЗЫКИ В МУЛЬТИМЕДИЙНОМ МИРЕ: PRO ЕТ CONTRA
Начало третьего тысячелетия в отечественном музыкальном мире было отмечено явным подъемом как в области научной мысли и исполнительской практики, так и в сфере музыкального образования, наиболее быстро и чутко реагирующего на изменившуюся социокультурную ситуацию. Траектория необходимости «компьютеризации» и «информатизации» музыкально-образовательного пространства четко прослеживается, например, даже по тематике докладов, представленных в программе двух международных научно-практических конференций, разделенных всего двумя годами. Так, в 1998 году на конференции «Музыкальное образование в новой России на пороге XXI века» (Тольятти) было заявлено только два выступления, связанных с компьютерными технологиями: Мустафин P.M. (Самара) «Компьютерная аранжировка музыкальных произведений как необходимый этап формирования у учащихся творческих навыков на уроках электронной музыки»; Богомолова Л.В. (Москва) «Компьютерная техника в практике преподавания хоровой аранжировки»1. А в 2001 году в Астрахани на конференции «Музыкальное творчество на рубеже третьего тысячелетия» таких тем было уже восемь и именно этим «компьютерным» блоком открывается раздел «Проблемы музыкального образования»: Тараева Г.Р. (Ростов-на Дону) «Тестовые формы в системе контроля специальных музыкальных навыков»; Иванова Л.П. (Астрахань) «К проблеме изучения курса истории музыки в современном информационном пространстве»; Терентьев Ю.Ю. (Краснодар) «Теоретические и методические основы музыкальной информатики»; Кулапин Б.В. (Саратов) «О некоторых возможностях применения компьютерных технологий в профессиональной музыке»; Спорыхина О.И. (Воронеж) «Интертекстуальность, компьютерные технологии и музыкальная педагогика»; Приселков А.С. (Краснодар) «Компьютерные технологии в музыкальном творчестве и музыкальном образовании»; Полозов СП. (Саратов) «Воспитание творческой личности в компьютеризированном обучении музыке»; Полозов С.В, Цой Т.В. (Саратов) «О назначении письменной фиксации музыки, создаваемой при помощи компьютерных технологий» (2). Примечательно не только расширение содержательных аспектов этой темы, но и географии авторов работ, их социального статуса в музыкальном образовании: от студента училища до профессора консерватории. Закономерным итогом такой тенденции стала Всероссийская конференция «Информационные технологии в профессиональном музыкальном образовании: возможности и перспективы», которая проходила в мае 2002 года в Государственном музыкальном училище имени Гнесиных (Москва), где «впервые в нашей стране детально обсуждались многие теоретические и прикладные вопросы информатизации музыкального образования: применение Интернет-технологий, использование средств мультимедиа, перспективы дистанционного обучения»3.

Стремительная динамика в «информатизации» музыкального образования ставит каждую из вузовских дисциплин перед дилеммой - pro et contra. И весьма важным элементом в ее решении становится не только наличие технических средств, подготовка и желание педагога, но и психологически-мотивированная установка студента - равноправного участника любого образовательного процесса.

В сентябре 2002 года автором этих строк было проведено выборочное анкетирование студентов младших курсов очного отделения Петрозаводской государственной консерватории, обучающихся по специальностям «музыковедение» и «этномузыковедение». Выбор был обусловлен тем, что основной целью этих студентов является создание-написание вербального текста, подразумевающего определенную рефлексию по поводу научно-практических знаний их предшественников и современников. В результате данные специальности более часто, чем студенты-исполнители, испытывают необходимость в вербально-книжной» информации, а каналы ее получения у них наиболее близки со студентами немузыкальных специальностей (общественно-исторических и филологических).
Возрастной диапазон отвечающих составил 18-22 года, среди них были только двое юношей: остальные девушки; образование - среднее (специализированная школа) и среднее специальное (музыкальное училище, училище искусств, музыкально-педагогический колледж). Всем им было предложено ответить на три вопроса:
  1. Как вы оцениваете свое владение компьютерными технологиями (компьютер, интернет и др.)?
  2. Необходимо ли музыканту знание-владение этими технологиями: «да» или «нет»(обоснуйте свой выбор).
  3. Возможно ли использование новых информационных технологий в музыкальном образовании? Если «да», то где и каким образом?
Собственные взаимоотношения с компьютером оценивались студентами в самом широком диапазоне: от лаконичного «не владею», остроумно-кокетливого «видела только в магазине» и ироничного «умею вкл., выкл., печатать» - до подробного перечня своих ЗУН в этой области: «работала в нотных редакторах Sibelius, Finale, осваиваю Photoshop» или же гордого признания - «умею почти все, не знаю только языки программирования».

О необходимости владения компьютером и связанными с ним информационными технологиями заявили абсолютно все аннкетированные. Но при объяснении своего ответа выдвигались разные аргументы, например:
-    концептуальные - «компьютер откроет новый мир и новые науки»;
-    психологические - «чтобы экспериментировать»;
-    социальные - «чтобы быть культурным и образованным чело¬веком», «чтобы общаться с внешним миром»;
-    прагматические - «проще набирать ноты, чем их переписывать», «чтобы сдавать курсовую работу в печатном виде», «для более быстрого и всеохватного поиска необходимой информации в краткие сроки», «чтобы самому писать музыку и слушать ее».
В отличие от предыдущего вопроса, реакция на «информатизацию» музыкального образования была далеко неоднозначной. В целом большинство студентов видит возможности использования новых информационных технологий в музыкальной педагогике, особенно в близких своей специальности предметах музыкально-исторического и музыкально-теоретического циклов: история музыки, музыкальная литература, сольфеджио, гармония, композиция, полифония. Достаточно акцентировано мнение о функции мультимедиа в музыкальном образовании лишь как еще одного, дополнительного средства, и единичны взгляды на компьютерные технологии как весьма перспективные обучающие системы со специальным программным обеспечением для всех ступеней музыкального образования (ДМШ-училище-ВУЗ). Показательно, что ни один из отвечающих не высказал заинтересованности в проектировании такого рода программ или же участие в совместных проектах по дистанционному обучению. И, наконец, чрезвычайно скептически, а порой и явно негативно оценивают студенты возможности внедрения новых информационных технологий в обучении музыкальному исполнительству.

Вероятно, в качестве определенного вывода можно констатировать, что несмотря на заинтересованное отношение к мультимедиа и желание близкого общения с компьютерным миром, студенты не имеют устойчивой мотивации стать в недалеком будущем теми, от кого зависит проектирование учебного процесс нового типа и формирование нового музыкально-информационного пространства.

История музыки как учебный курс, оперирующий огромным количеством разного рода информации (аудиальной, вербальной, визуальной) и имеющий по сути интегративную природу, наиболее коррелируете современным мультимедийным миром и его символами - компьютерными и инернет-технологиями (также совмещающими разнообразные способы обработки и передачи информации пользователю). Вполне можно согласиться с Л.П.Ивановой, которая предлагает возможную для использования в преподавании истории музыки информацию классифицировать по блокам, которые следует рассматривать как базовый учебный материал:
-    опорные научные труды (фундаментальные музыковедческие исследования, фонд научно-исследовательских статей), учебники и учебные пособия, архивные источники, библиография, справочные сведения об инфраструктуре музыкальной жизни, о международных и отечественных музыкальных организациях, музеях, издательствах, периодических изданиях, исполнительских коллективах и пр.;
-    нотные тексты (другие тексты, фиксирующие музыку) и фонозаписи;
-    различного рода таблицы (синхронистические таблицы, обобщающие тематические таблицы и др.), схемы, фотокопии документов, памятников культуры и др.4
«Компьютеризация» истории музыки в вузе диктует разные практические формы работы для студентов - традиционные и инновационные. Традиционные формы:
•    набор и оформление курсовых и семестровых работ, где есть нотные примеры, таблицы, схемы, рисунки;
•    редактирование и корректура переводных статей;
•    библиографические списки, тематические и именные указатели и др.

К инновационным следует отнести разработку и создание образовательных компьютерных программ, контрольных и тестовых заданий для ДМШ, училищ и ВУЗов в рамках курсовых и дипломных работ. Перспективность таких форм несомненна как для образовательного процесса, так и с позиции социализации студен-ia. Став дипломированным специалистом, он уже будет иметь навыки внедрения информационных технологий в сферу музыкального образования и быстро адаптируется в новой для себя роли преподавателя, имея свои собственные и весьма современные педагогические наработки.

Наиболее актуален подобный ракурс для предмета музыкальной литературы и его модификаций в средних и старших классах ДМШ (ДШИ), где компьютерная грамотность учеников часто опережает знания и возможности в этой области их педагогов. Можно с определенной долей уверенности утверждать, что введение компьютера в учебный процесс явно усилит интерес к данному предмету и поднимет рейтинг преподавателя музыкальной литературы, а в его лице и всего музыкального образования.

Немаловажную роль в складывающейся ситуации играет поколенческий фактор. Следует учесть, что в начале XXI века мы живем уже не в «Гутенберговской галактике» (У.Эко), и у поколение 1990х-2000х годов (сегодняшний контингент музыкальных школ и училищ) иной, нежели у их 30-50-тилетних педагогов, внутренний мир со своей логикой и законами. Их мышление фрагментарно-разрозненно, повышено информативно и чрезвычайно адаптивно, ему присуща определенная «клиповость». Испытывая потребность в постоянном переключении, такое восприятие направлено более на действие, чем на переживание, прагматично и реалистично в своих базовых установках. Все эти факторы во многом связаны и являются следствием кардинально изменившейся за последние десять лет социокультурной ситуации в нашей стране. И задача педагога - не игнорировать произошедшие изменения, а создать иные информационные и технологические каналы для реализации своей профессиональной миссии. Кроме того, работа с компьютером «Ме-а-Ме» можно считать идеальной с позиций личностно-ориентированного и индивидуального обучения, всегда являющегося характерной чертой музыкального образования.

Безусловно, стратегия «информатизации» музыкального образования и, в первую очередь, предметов музыкально-исторического цикла, нацелена на социопрагматику успеха (по терминологии М.Берга). И ее реализация, возможно, даст профессиональной музыке неплохие шансы максимально расширить свою реальную и потенциальную аудиторию и тем самым усилить свои позиции в современной плюралистической культуре.

PS. В 2002 году на кафедре истории музыки Петрозаводской консерватории в рамках проекта, поддержанного Министерством культуры Российской Федерации, началась разработка по внедрению новых информационных технологий в сферу музыкального образования, включающая создание и апробацию тестовых батарей и контрольных заданий по музыкальной литературе и теории музыки для ДМШ (автор и разработчик - Л.А. Купец, веб-дизайн - Ю.И.Ковыршина). В спецклассе Купец Л.А. в 2002/2003 уч.г. планируется курсовая работа по истории музыки - компьютерная игра «Я и Скрябин» для учащихся ДМШ (автор - Е.В. Ники¬тина), а также дипломная работа - компьютерная программа «Музыка XX века» для 7 класса ДМШ с тестовыми заданиями и викториной (автор - В.А.Хозяинова).

Примечания:
  1. См. тезисы этих докладов: Музыкальное образование в новой России на пороге XXI века. Тольятти. 1998. С.107-110.
  2. См. текст докладов: Музыкальное творчество на рубеже третьего тысячелетия. Астрахань. 2001. С. 126-142.
  3. Подробнее об этой конференции см.: Натаров Н.Ф. «Поверил... алгеброй гармонию...» или Технические проблемы творческих людей // Культура. Искусство. Образование. М., 2002. № 2. С.58-64.
  4. Иванова Л.П. К проблеме изучения курса истории музыки в современном информационном пространстве // Музыкальное творчество на рубеже третьего тысячелетия. Астрахань. 2001. С. 129.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz