Пятница, 24.11.2017, 12:17
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: искусство

Никашина Г.А. МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
В условиях гуманизации образования проблема познавательного развития детей является одной из ключевых в педагогике. Необходимость ее исследования обусловлена рядом причин. Во-первых, детство представляет собой период интенсивного обогащения личности знаниями и впечатлениями о себе и об окружающем мире. Во-вторых, воспитательно-образовательный процесс, как в дошкольном учреждении, так и в школе характеризуется исключительно понятийным постижением сущности явлений действительности, что приводит к стереотипности детского мышления, неразвитости эстетической восприимчивости к окружающей красоте. Такая прагматическая ориентация в освоении реального мира, безусловно, разрушает целостность мировосприятия, нарушает баланс рациональной и чувственной сфер ребенка. В связи с этим исключительную актуальность приобретает исследование закономерностей и определение педагогических условий формирования у детей культуры познания на музыкальных занятиях в детском саду.

Процесс познания в дошкольном возрасте представляет разнообразные виды эмоционально-образной ориентировки ребенка в реальном мире посредством накопления исследовательских практических действий. Его сущность выражается в детской восприимчивости, любознательности, непосредственности эмоционального реагирования на всё яркое и красивое, необычное, выявленное в окружающем. В этой связи обогащение познавательного опыта дошкольника на музыкальных занятиях, на наш взгляд, означает не пассивное усвоение каких-либо определенных знаний, а, прежде всего, творческий поиск, необыденной информации на основе ее переживания, осмысления и установление в ней личностных смыслов в процессе игровой деятельности. Условное поле музыкально-игрового пространства предоставляет ребенку возможность исследовать и познавать окружающий мир, самостоятельно экспериментировать и строить предположения, апробировать разнообразные формы своего поведения и находить способы и средства для решения той или иной проблемной ситуации. Преломление жизненного контекста новой информации через музыкальные переживания и творческие игровые действия дошкольника способствует образованию у него устойчивых эмоциональных взаимосвязей с окружающим миром и системой общечеловеческих ценностей, что придает его деятельности полноценный развивающий характер.

Цель педагогической модели познавательного развития дошкольников заключена в формировании у них энциклопедических знаний в условиях музыкально-игровой деятельности. В свою структуру она включает несколько этапов взаимодействия педагога и ребенка. Первый этап заключается в создании взрослыми поисково-проблемных игровых ситуаций, направленных на активизацию детской любознательности. Он представляет информационный блок познания окружающего мира через восприятие аудио- и видеоинформации в процессе минут познания и любования. Второй этап характеризуется как исследовательский блок познания, выражающийся в поиске средств и способов решения проблемно-игровой ситуации на основе ориентировочно-исследовательских и ассоциативных действий детей в условиях музыкально-игрового экспериментирования и художественного моделирования. Третий этап — блок творческой интерпретации ориентирован на систематизацию приобретенных впечатлений и знаний в процессе творческого и практического применения детьми имеющегося познавательного опыта в различных музыкально-игровых ситуациях жизненного характера.

Одним из условий познавательного развития ребенка на музыкальных занятиях является построение воспитательно-образовательного процесса на основе классификации сюжетных музыкальных игр. которая включает в себя разнообразные виды. К ним относятся художественно-познавательные игры (игра-экспериментирование, игра-моделирование), звукоречевые игры-фантазии, (игра-имитация, игра-диалог, игра-аранжировка, игра-драматизация), игры-дизайны и поли¬вариативные игры-фантазии. Они направлены на развитие у ребенка познавательной инициативности, воображения, эстетических чувств, формирование интеллектуально-поисковых и творческих умений, обогащение познавательного и жизненного опыта через познание красоты, уникальной одухотворённости и гармонии окружающей природы. Основой их построения является принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития личности.

Сущность звукоречевых игр-фантазий заключается в восприятии, воспроизведении и создании вокально-речевых звуковых комплексов, состоящих из сочетания разнообразных звуков или слогов, интонационно отражающих тот или иной характер музыкального образа в сюжетной ситуации. Музыкальные игры-дизайны содействуют обогащению познавательного и чувственного опыта дошкольников через накопление звуковых, цветовых и линейных ассоциативных представлений, разнообразия форм, присущих объектам и явлениям окружаю¬щей природы в процессе интонационного восприятия музыки. Максимальная активность познавательной инициативности, ассоциативно-образного мышления, сопереживания и творческого воображения у детей проявляется в поливариативных играх-фантазиях в процессе сочинения сюжетных ситуаций на основе слушания музыки и их творческой интерпретации с помощью разнообразных средств художественной выразительности.

Введение игр в процесс музыкального воспитания детей предполагает обязательное проектирование педагогом проблемной воображаемой ситуации на основе применения музыки и сюжета сказочного или жизненного характера. Их предназначение заключается в создании установки на интеллектуально-чувственное освоение окружающего мира в поисково-игровом пространстве, а также активизации интереса, любознательности и воображения у дошкольников.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz