Пятница, 24.11.2017, 12:26
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: искусство

Рагс Ю.Н. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Введение
В настоящее время в нашей стране сравнительно небольшая группа профессиональных музыкантов достигла высокого уровня как пользователи компьютерной техники, необходимой для профессиональной деятельности. В то же время многие другие музыканты хотели бы приобщиться к компьютерам, но почти не знают, для чего это нужно и какие возможности здесь имеются. Предлагаемые краткие заметки как раз для последних и предназначены.

Известно, что активные люди во все времена стремились не только к выработке необходимой для деятельности информации, но и к ее собиранию, систематизации, хранению. Необходимыми были и системы быстрого поиска и выбора нужных сведений. Для этого создавались библиотеки (в системе музыкального образования, конечно, и нотные), выпускались каталоги, словари.

Наряду с этим, мы знаем, что в системе музыкального образования еще до появления компьютеров разрабатывались и использовались специальные технические средства обучения. Поначалу они были не очень сложны, просты в функциональном плане. Это — проигрыватели, магнитофоны, электромеханические устройства для подачи информации (в том числе и музыкальной), для контроля над процессом обучения. Таковы были, например, обучающие машины П. В. Лобанова в АКМО (Автоматизированном Классе Музыкального Обучения) в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных в Москве; эти устройства более 20 лет активно применялись, в частности, в работе с заочниками.

С появлением новой компьютерной техники, — в первое время еще очень простой и, можно сказать, капризной (примерно с конца 80-х годов), — сразу же выявились ее преимущества ее перед старыми информационными системами, обучающими машинами. Компьютеры стали привлекать педагогов высокой производительностью, колоссальной памятью; и хотя их стоимость была намного выше стоимости прежних устройств, в конечном итоге они предоставляли для музыкантов больше возможностей.

С этого времени потребности в использовании НИТ — новых информационных технологий — в учебном процессе стали все более и более возрастать. Сейчас уже имеющиеся у музыкальных педагогов аппаратура, специальные компьютерные программы активно используются как текстовые средства, специфические музыкальные средства, как средства связи и т. п.
Рассмотрим кратко элементы складывающейся и активно развивающейся системы компьютерных средств, которые могут быть применены или уже применяются в музыкальном образовании.

Текстовые НИТ
Уже давно прошло то время, когда пользователи сталкивались с множеством разнообразных и, нужно сказать, довольно несовершенных текстовых редакторов. Дольше других продержались, пожалуй, программы Word и Chiwriter. Но они плохо согласовывались друг с другом. И если авторы приносили материалы для будущего сборника статей в разных программах, то редактор-составитель порой не знал, как выйти из этого положения, ибо программы не считывались в одном формате. Теперь, можно сказать, стандарт установился: предпочтение отдано компьютерным пакетам программ Microsoft, например, MicrosoftWord-97, -2000.

Некоторые начинающие пользователи смотрят на компьютеры, оснащенные этими пакетами, как на усовершенствованные пишущие машинки. И поэтому относятся скептически к новой технике («дорого и очень сложно»). А между тем, текстовые программы включают в себя не только все функции обычной пишущей машинки, но и сверх того имеют возможности автоматической проверки орфографии, проверки грамматики и стилистики, в них имеются устройство для автоматической расстановки переносов, тезаурус.

Принципиальное отличие от пишущей машинки состоит в том, что компьютер предоставляет более широкие и мощные возможности редактирования, коррекции текстов, например, перестановки слов, абзацев, вычеркивания ненужного, сохранения вариантов текстов. В американской практике Word позволяет даже автоматически делать рефераты по данному тексту. Важно также то, что даже без специальных программ каждый пользователь может выполнять сравнительно несложные операции по верстке больших текстов.

Таким образом, студент, пишущий, например, курсовые или дипломные музыковедческие работы, а далее — каждый соискатель кандидатских и докторских ученых степеней с приобретением и освоением компьютера получает современное средство для активной высокопроизводительной работы. Он может работать разными шрифтами, на разных языках, вставлять иллюстрации, нот¬ные примеры; может размножать свою продукцию пусть и небольшими «тиражами».
На так называемых твердых или жестких дисках (на harddisk'ax) вся эта информация может быть классифицирована, сохраняться ряд лет, передаваться другими пользователям, редакторам и др. (в том числе и с помощью электронной почты — E-mail).
В Московской консерватории, где есть Вычислительный центр, и теперь уже во многих других учебных заведениях, в этом отношении накоплен большой положительный опыт в течении свыше 10 лет. Что и позволило создать свое собственное издательство.

Музыкальные НИТ
К их числу, в первую очередь, относятся как электронные музыкальные синтезаторы, так и специальные компьютерные программы, позволяющие работать с ними, как с обычными синтезаторами.
Известно, что именно в России были впервые созданы все¬мирно известные устройства — «Терменвокс» Л. С. Термена, клавишные синтезаторы А. А. Володина, оригинальный синтезатор Е. А. Мурзина, получивший название «АНС» (в честь Александра Николаевича Скрябина). Впоследствии в других странах (повторяю, у нас это началось раньше!) появились клавишные инструменты, например, Roland, Yamaha, Casio и многие другие инструменты, а также звукорежиссерские устройства, компьютерные программы для работы со звуком (в частности, Cubase, CakeWalk). Добавим к этому списку: сравнительно недавно в Новосибирске была разработана оригинальная мощная и перспективная компьютерная программа для работы со звуком — Style Enhancer.

Синтезаторы и подобные инструменты, располагают большим количеством тембров. В самом синтезаторе это качество звука нередко называют «инструментом» — они говорят: вот фортепиано (или «клавиши»). А вот — гитара, или вибрафон, или гобой, кларнет, скрипка и т. п.; хотя на гобойное или, тем более, скрипичное звучание обычно бывает мало на что похоже. Почти все синтезаторы включают в свое устройство автоаккомпанемент, множество готовых наборов аккордов. Как будто изготовители нам говорят: лишь была любовь к музыке, или хотя бы интерес; слух не обязателен; прочитай инструкцию, сел и «сочиняй». Очевидно, этот вид музыкальной деятельности тоже имеет право на существование.

Между тем, и в концертной деятельности этим инструментам (только, конечно, высокого качества) отводится важная роль; они уже завоевывали в нашей стране значительное место. Известно, что профессионалы, работающие в сфере серьезной музыки, — композиторы, исполнители — добиваются на них хороших художественных результатов. Так, например, всемирно известный композитор Э. В. Денисов работал на высокопрофессиональных машинах в лаборатории Пьера Булеза в Центре IRCAM в Париже. Э. Артемьев пишет музыку к кинофильмам.

Однако в государственную систему музыкального образования эти музыкальные инструменты почти не входят; они почти всецело появляются в «самодеятельном порядке» — используются любителями музыки (в самодеятельных ансамблях ВИА), а также, и очень широко, в эстрадной музыке.

В учебном процессе и на более простых синтезаторах, с их помощью в разных тембрах можно озвучивать разнообразные учебные упражнения, выполняемые в музыковедческих курсах; это — упражнения по элементарной теории музыки; задачи, прелюдии по гармонии, а также упражнения по полифонии — моте¬ты, прелюдии, фуги и т. п. Они позволяют также услышать и оценить в звучаниях, — близких к привычным, для музыкантов, то есть в похожих тембрах, — упражнения по инструментовке.

Еще одна из возможных функций — организация и выбор примеров из музыкальных произведений — для прослушивания, для занятий и зачетов по музыкальной литературе, по истории музыки. И, наконец, можно сказать даже, что в определенной мере НИТ вторгаются в творческие процессы, — позволяют упростить и, следовательно, ускорить некоторые процессы в сочинении, исполнении музыки.

В детских музыкальных школах (ДМШ) пока еще в редких случаях появляются педагоги, которые сами на своих «машинах» (Casio, Yamaha, Roland, Kurzweil и пр. или на отечественных «Юности», «Гармонии») обучают детей. Нам известны, например, в Москве, Тамара Айзикович, Светлана Соколова; в Твери в Государственном педагогическом университете преподает Людмила Евгеньевна Петренко, в Московской гос. консерватории занятия на синтезаторе Kurzweil проводит Александр Владимирович Райхельсон. С февраля 2003 года в Московской консерватории начинается учебная работа с профессиональными композиторами в студии электронной музыки; до этого аналогичные занятия проводились там же в Термен-центре под руководством Андрея Ивановича Смирнова.
При всей привлекательности синтезаторов для многих любите¬лей музыки у музыкантов-профессионалов они, естественно, вызывают скептическое отношение. Кажется, что не нужно учиться 7 или 8 лет в музыкальной школе, 4 года в музыкальном училище и 5 лет в консерватории, не нужно тратить столько сил и памяти. Прямо так сразу играй, или даже сочиняй. И что из этого может получиться? Но дальше подобной критики обычно дело не идет; никто не склоняется к пересмотру установившихся традиций обучения.

Нотные редакторы
— это тоже текстовые устройства, но они являются специфически музыкальными. Их история насчитывает, пожалуй, уже не один десяток лет. Однако лишь сравнительно недавно появились такие программы, которые ничем не уступают настоящим полиграфическим средствам. К их числу, в первую очередь, сле¬дует причислить серию программ Finale (сейчас уже появились разновидности Finale-2000, -2001,-2002 и т.д.).

Это профессиональные программы, позволяющие набирать, редактировать, распечатывать любые нотные тексты - от Urtext'oe до сложных хоровых и симфонических партитур современных композиторов. Они позволяют после набора нот не только расставлять лиги, акценты, динамические обозначения, оттенки и тому подобные элементы, вставлять поэтические тексты, но и транспонировать набранное, выделять из партитуры отдельные партии и распечатывать их. И даже можно прослушивать в простейшем звучании (с целью дальнейшего редактирования) набранную музыку, в разных тембрах, с разной скоростью «исполнения». Наконец, следует заметить, что некоторые композиторы сочиняют музыку прямо в Finale, то есть не на нотной бумаге с последующей перепиской на компьютере.

Простейшие тексты можно научиться набирать за два-три занятия; на сложные потребуются месяцы обучения.
Некоторые музыканты привыкли работать в других программах нотного набора, например, типа Sibelius или Score и считают их самыми лучшими. Тут все дело, на наш взгляд, в технических возможностях, типах задач, условиях работы (в учебном заведении, дома) и в личных предпочтениях.

Компьютерные обучающие программы
Они в нашей стране пока еще не получили распространения. Видимо, все дело в том, что у нас нет надлежащей технической базы. Кроме того, еще нет (или очень мало) таких программ, в которые бы поверили наши педагоги. В других же странах их выпускают сотнями. Есть такие, которые «обучают» нотной грамоте, развивают музыкальный слух — звуковысотный, громкостной, развивают чувство ритма. В качестве примера можно упомянуть программу «EarMaster Pro 4» («Мастер развития слуха»), распространяемую на компакт-диске; в ней главное внимание обращено на звуковысотный слух и чувство ритма.

Среди компьютерных программ, предназначенных для детей и для взрослых, начинающих учиться музыке, имеются такие, которые предназначены для обучения игре на различных музыкальных инструментах. Чаще всего это — гитара. Красивая гра¬фика, привлекательное в тембровом отношении звучание и простота изучения «нот» интересует молодых людей. В таких «нотах» звуки записываются нередко старым «цифирным» способом: на шести линейках (по количеству струн на гитаре) проставляются цифры, означающие лад, на который нужно нажимать. Тут же вос¬производится запись мелодии или пьесы. Смотришь и видишь, что нужно делать. Очень просто!

Для детей обучение обычно оформляется в виде игры — с подхваливанием, подбадриванием, с включением движущих¬ся птичек, самолетов, животных и т. п., с подсчетом успешных «ходов» для каждого «соревнующегося».
Никаких анализов, никакой статистики, отражающих сравне¬ние обычного обучения с компьютерным у нас нет. Более того, как утверждает исследователь компьютерных обучающих про¬грамм С. П. Полозов (из Саратовской гос. консерватории им. Со¬бинова), зарубежные педагоги в своей работе над подобными программами не объединены какой-либо системой, методиками.
Дело это, таким образом, новое; многое предстоит делать.

Проблема развития компьютерных классов
требует серьезного внимания в связи с переходом к новым компьютерным устройствам, обучающим программам, синтезаторам и другой подобной техники в России. Этот процесс начался уже более 10 лет назад. Вот несколько примеров.
—    в Новосибирской гос. консерватории им. Глинки есть кафедра, включающая исследовательский и конструкторский центр, учебный класс и другие активные отделы (зав. кафедрой — кандидат искусствоведения, доцент А. П. Ментюков, сотрудники — инженер А. А. Устинов, доктор искусствоведения, профессор Н. С. Бажанов и другие);
—    в МГК им. Чайковского есть Вычислительный центр, в котором доктор искусствоведения профессор Ю. Н. Paгс совместно с коллегами организовал учебную, исследовательскую и информационную работу. Наряду с этим существует и уже упомянутая Студия электронной музыки, работу в которой организует профессор А. А. Кобляков;
—    в Московском гос. институте музыки и колледже им. Шнитке есть кафедра и компьютерный класс, работающие под руководством кандидата физико-математических наук доцента А. П. Мещеркина;
—    в Российской академии музыки им. Гнесиных под руководством композитора кандидата искусствоведения, доцента В. С. Ульянича организована кафедра акустики и компьютеризации учебного процесса;
—    есть также компьютерные классы: в Магнитогорской гос. консерватории (организовал доктор искусствоведения, профессор А. Н. Якупов), в Челябинском колледже-вузе (организаторы — кандидаты наук В. П. Оснач, Е. Р. Сизова), в Ростовской-на-Дону гос. консерватории им. Рахманинова, в Уральской гос. консерватория им. Мусоргского (аналогично как в Новосибирской консерватории, — компьютерные отделы, созданные под руководством кандидата психологии, профессоров В. М. Цеханского и А. В. Гейна).
Несомненно, количество аналогичных подразделений в музыкальных учебных заведениях будет стремительно возрастать; будут активно развиваться содержание и формы их работы.

Подготовка преподавателей
— это одна из насущных проблем, порождаемых развитием идеи компьютеризации музыкального образования. Сейчас кадры формируются в зависимости от обстоятельств; руководящие организации в этом не принимают участия. Поэтому крайне важны личные контакты организаторов со специалистами.

Для чтения лекций и проведения индивидуальных занятий по музыкальной информатике обязательно нужны специалисты из области естественных наук. Конечно, необходимы специалисты-программисты (желательно кандидаты физико-математических наук или технических наук). Но обязательно должны работать и музыканты, практически освоившие НИТ; именно они владеют спецификой музыкальной специальности. То есть нужно содружество; далеко не всегда оно удачно складывается.

Система повышения квалификации по этой специализации находится еще в стадии становления; у нас она имеется в Новосибирской государственной консерватории и в Бауманском университете в Москве.

Учебники, учебные пособия
В музыкальном образовании здесь — большое поле для работы. Возможно, пока еще не настало время для написания учебников или даже пособий. Специалисты обсуждают сам термин «музыкальная информатика». Спрашивают, правомочен ли он; почему никто не говорит о «физической» или «химической» информатике. Им неясно, что музыкального в «музыкальной» информатике, может быть, лучше говорить просто о такой информатике, которая применяется в музыкальной деятельности и т. п.

Пока еще не сложилась практика, дающая возможность однозначных ответов на такие и подобные вопросы. Поэтому и не на¬стало время для написания образцово-показательных учебных материалов.

Однако сказанное не означает, что нужно сидеть, сложа руки и чего-то ждать. Так, появляются новые книги. Среди их авторов можно назвать, например, В. О. Белунцова (Москва), Ю. Ю. Терентьева (Краснодар), А. В. Харуто (Москва). Каждую работу можно одобрить или покритиковать, или говорить о ней: «с од¬ной стороны» и «с другой». Так или иначе, она дает пищу для размышлений. Но рекомендовать что-либо как единственно верное - нельзя.

Обеспечение занятий другими научно-методическими материалами
Это — еще одна проблема в данной сфере. По справедливости нужно отметить, что в этой области такие же вопросы, как по части учебников.
Тем не менее, учебные программы создавали А. А. Устинов, А. П. Ментюков (в Новосибирской консерватории); А. П. Мещеркин (в колледже и Московском институте музыки им. Шнитке); Ю. Н. Pare и Д. В. Федоров (в Московской консерватории); Д. В. Волгин (в Нижегородской консерватории и Арзамасском музыкальном училище), Ю. Ю. Терентьев (в Краснодарском колледже), С. А. Филиппов (в Самарском музыкальном училище). Начата работа по созданию учебных пособий; А. В. Харуто (Московская консерватория) подготовил целый ряд таковых по Norton Commander, по программе Word.

Базы и банки данных
Это мощнейшее средство организации любой деятельности у музыкантов почти не нашло применение, не вызвало интереса.
БД (базы данных) — компьютерные устройства, предназначенные для сбора, классификации, хранения, моментального выбора необходимой информации. Организованная в БД информация называется банками данных. Массивы банков данных могут быть огромными; все зависит только от мощности компьютера.
Информация может быть текстовой, музыкальной — звучащей, нотно-графической; музыкально-теоретической или музыкально-исторической; в банк данных могут входить фотографии (и цветные), анимация. Это могут быть справочники, словари.

В Новосибирской консерватории создан и продолжает заполняться колоссальный банк, содержащий библиографические описания книг, статей, тезисов, диссертация, авторефератов диссертаций и т. п. по музыкальному искусству. В настоящее время он включает в себя многие сотни (вероятно, уже десятки тысяч) сведений о специальной литературе. В некоторых концертных организациях в банках данных содержатся сведения о композиторах, исполнителях, творческих коллективах, их репертуарах, концертных программах; там же содержится информация о гастролях, о концертных залах и т. п. Вся эта информация работает на продюсеров, менеджеров, приносит доход.
Несомненно, компьютерные устройства займут свое место и в учебном процессе.

Диссертации по проблемам музыкальной информатики
Пока их еще очень немного, все наперечет; вот некоторые из них.
В основном это — кандидатские по искусствоведению:
Л. В. Сусловой об электронных композициях Эдуарда Артемьева, выполненная в Московской консерватории под руководством профессора Г. В. Григорьевой и защищенная там же 1994 году;
Н. С. Бажанова из Новосибирской консерватории; он защитил кандидатскую (под рук. проф. Ю. Н. Рагса) и затем и докторскую диссертации; обе защиты о громкостной динамике, и прошли они в Московской консерватории (вторая защита — в 1996 году);
Ю. Н. Paгс в Московской консерватории написал и в 1998 г. защитил докторскую диссертация на тему «Акустика в системе музыкального искусства»;
С. П. Полозова из Саратовской консерватории — об обучающих программах, выполненная в Новосибирске под руководством профессора Н. С. Бажанова и защищенная там же в 1999 году;
в Новосибирской консерватории в 2000 г. была защищена кандидатская диссертация Е. Ароновой на тему «Проблемы фиксации музыкального произведения к контексте современных информационных процессов» (научный руководитель — доц. К. М. Курленя);
в Санкт-Петербургской консерватории М. С. Заливадный защитил кандидатскую диссертацию на тему «Теоретические проблемы компьютеризации музыкальной деятельности (опыт комплексной характеристики)» в 2000 году;
в Белорусской академии музыки подготовлена к защите кандидатская диссертации Н. С. Сушкевич о Рудольфе Зарипове, об истории музыкальной информатики (под руководством проф. Ю. Н. Рагса).
Несомненно, научные знания о музыкальной информатике будут активно развиваться. Они станут прочным основанием для занятий со студентами в музыкальных учебных заведениях.

Литература по информатике
Если взять не только чисто музыкальные проблемы, то ее очень много! Есть книги по истории информатики, по «железу» (то есть по устройству компьютеров), по компьютерным программам. А чего только стоят популярные книги из серии «Для чайников» — для начинающих! Есть литература и по музыкальным проблемам, хотя, нужно сказать, ее не так уж много. В качестве примера можно привести творчество В. О. Белунцова, который только в 2001 году опубликовал книги «Flash 5. Анимация в Интернете (практическое руководство)», его же «Новейший самоучитель работы на компьютере для музыкантов» (включающий в частности практические советы по работе со звукозаписью, работе с MIDI — Cubase, CakeWalk, по записи компакт-дисков, по нотному набору в про¬граммах Sibelius и Finale), а также недавно изданную в Новосибирске книгу А. А. Устинова «Моделирование музыкального исполнения (возможности и ограничения» — Новосибирск, 2002; но эта последняя — исследование, а не учебное пособие.

Электронно-компьютерные средства связи
Компьютерная техника предоставляет учебному процессу в музыкальных учебных заведениях много различных форм пере¬дачи актуальной информации — от учреждения к учреждению, от одного лица к другому. Трудно переоценить значение Интернета, электронной почты (E-mail) для установления связи
Интернет (Internet = международная информационная сеть или WWW = всемирная электронная паутина) — это самая мощная информационная система или система связи между континента¬ми, государствами, учреждениями, отдельными людьми. В Интернете содержатся сведения обо всех проявлениях жизни людей на планете Земля.
Сведения могут быть хорошими и плохими, прекрасными и безобразными. Поэтому многие по справедливости ругают Интернет; многие же другие постоянно обращаются к нему и не представляют себе, как это ранее можно было обходиться без него.
В некотором отношении Интернет можно сравнить с газетой. Как и в ней, в Интернете содержится оперативная информация — политическая, социальная, экономическая, правовая, бытовая и т. п. И, конечно, по самым различным видам искусства, в том числе — о музыке. Однако в Интернете способы подачи информации иные. Вы захотите, например, послушать музыку; газета вам никак не сможет помочь. Захотите что-то узнать о конкретном человеке — его биографические данные, фотографии, круг интересов и т. п.; из газет, если у вас есть подшивки за многие десятки лет, вам, может быть, что-то и удастся узнать, но на это потребуются порой многие месяцы. А в Интернете, если этот человек «прописан» там, нужное получаете почти мгновенно. Таким образом, есть разница в скорости, в объеме, в формах подачи сведений. Кроме того, Интернет — это средство быстрого и эффективно¬го общения между людьми. Существуют электронные конференции, форумы, адресные книги, различного рода запросы, чаты (chat = болтовня) и т. п. Одно из наиболее удобных средств общения в Интернете — это

Электронная почта
С ее помощью, находясь в каком-то одном городе (где уже развита эта система), можно связаться с любой страной, любым другим городом, конкретным человеком — развивать деловые, дружеские отношения, лишь бы у вас и у него были компьютер, модем, соответствующая регистрация, электронный адрес. Как говорится, скорость передачи информации происходит со ско¬ростью света, — практически мгновенно. Используются либо те¬лефоны, либо оптико-волоконные кабели. Конечно, телефоны бывают не всегда в порядке, поэтому процессы могут замедлять¬ся. Но по сравнению с обычной почтой, это не существенно.

Личный опыт автора данных заметок, как и опыт коллег, друзей дает основания говорить, что с помощью электронной почты можно организовать учебный процесс (работать, как говорится, не выходя из дома, с любым человеком, независимо от расстоя¬ний). Можно организовать конференции, консультировать по кан¬дидатским и докторским диссертациям, прослушивать музыку, получать поздравительные открытки, и многое, многое другое доступно этому виду связи.

Сайты учебных заведений в Интернете
Сайт — (site = место, участок в Интернете) это одна из активных форм и, в принципе, наиболее оперативная форма подачи информации широкой общественности о деятельности учебных заведений, об отдельных людях. Пока их у нас еще немного. Следует назвать Самарское музыкальное училище (сайт разработал С. Филиппов), Арзамасское музыкальное училище и Нижегородскую консерваторию (Д. В. Волгин), Московское музыкальное училище им. Гнесиных (Ю. Г. Дмитрюкова), Московскую консерваторию (С. Н. Лебедев), Санкт-Петербургскую консерватория (М. С. Заливадный), Новосибирскую консерваторию (А. Устинов, А. Мен-тюков). Есть сайты и у других музыкальных учебных заведений, но они не отражают динамику их жизни, — существуют вроде как неподвижные фотографии. Как будто бы в учебном заведении ничего не может измениться: как будто нет ни концертов, ни кон¬курсов, не появляются выдающиеся музыканты и т.п.
Причин тому, что сайты слабо развиваются, много. Нет техники, нет специалистов, денег; но главное, пожалуй, состоит в том, что дело это новое, и люди как бы не видят для себя никакой пользы от нововведения.

Заключение
«Компьютерные технологии в музыкальном образовании» — таково название данной статьи. Сейчас еще рано говорить, как изменится содержание учебного процесса, когда эти новые тех¬нологии станут достоянием каждого учебного заведения. Совершенно очевидно, что их влияние будет опосредованным. НИТ — сами по себе не могут быть музыкальными или немузыкальными. Они — лишь средство, которое может быть использовано. Поэтому не следует принимать новые информационные технологии как что-то принципиально новое в музыкальном искусстве.

Однако, если понимать музыкальное искусство как развивающуюся систему, то, безусловно, НИТ будут активно способствовать этому развитию. Вряд ли они прибавят нам ума, но рабо¬тать с их помощью мы сможем более плодотворно. Под этим следует понимать, в частности, то, что музыканты будут лучше ориентироваться в том, кто и что делает: — над какими произведениями работают композиторы и исполнители, какие научные работы пишут музыковеды, методисты. Будут знать, где и какую найти литературу по исследуемой проблеме, какие книги и сборники уже вышли в свет.

К сожалению, должно пройти немало времени, чтобы все поняли, насколько это важно для системы музыкального образования. Далеко не все соглашаются давать сведения о себе, о своей работе в Интернет. К тому же, далеко не все возможности работы в Интернете обусловлены в правовом отношении. Кто-то захотел бы, например, показать написанную, однако еще не напечатанную свою работу на сайте, — но боится, что ее присвоят.
С другой стороны, уже сейчас существует множество ограничений для пользователей информацией, — есть система запретов на использование информации. Она может быть закрыта по коммерческим соображениям или по соображениям секретности. Существуют ограничения на скрытую рекламу — за нее нужно платить.

Многое не пройдено еще на этом пути. Но ясно, что музыканты стремятся к информационному сообществу, хотят посильно помочь общему делу; это движение остановить нельзя.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz