Пятница, 24.11.2017, 12:23
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: искусство

Полякова Е.С. ГУМАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ ИСКУССТВА В ШКОЛЕ
Роль художественного воспитания  в духовном развитии нации невозможно переоценить: его гуманистическая составляющая позволяет преодолеть отрицательные последствия «знаниевой» парадигмы образования. Художественное образование в ХХ веке, как и образование вообще, не избежало общей негативной тенденции: потери гуманистической направленности. Происходило это главным образом потому, что оптимизация обучения и воспитания ориентировалась, в основном, на развитие рациональной сферы личности при существенном игнорировании сферы эмоций, чувств. Процесс «смыслоутраты» и потери способности целостного восприятия действительности  был связан с невозможностью становления новых отношений личности к объективной реальности, ценностных отношений, представляющих внутренний индивидуально-избирательный аспект его многосторонних связей с миром.

Гуманистическая парадигма образования, пришедшая на смену традиционной, «знаниевой», отвечает насущным требованиям художественной педагогики: обращению к эмоционально-чувственному постижению сути бытия, выражающему концентрированные отношения личности к миру и осознанию-переживанию своего места в нем. Это особенно ценно, т.к. в искусстве весь мир проецируется на человека. Искусство предоставляет развивающейся личности возможность сопереживания, поскольку обращено, в первую очередь, к эмоциональной сфере человека. Философы М.С. Каган, Н.И. Киященко, Е.В. Квятковский,  Н.И. Лейзеров, Т.В. Холостова обращаются к эстетической, духовно-нравственной сущности искусства, считая основополагающей гуманистическую позицию, которая утверждает необходимость развития человеческого в Человеке, овладение субъектом эмоционально-ценностными отношениями к Другому, к миру. Известный философ  М.К. Мамардашвили приравнивает толкование ценностного смысла произведения искусства к поступку, который требует сопереживания, проживания человеческих отношений, выраженных языком искусства и, в конечном итоге, – второго рождения личности. Именно психологический механизм сопереживания является основой изменения личности в духе  гуманистической традиции добра и милосердия.

Целесообразность обращения к проблеме гуманизации определяется потребностями общества в сохранении и укреплении художественного и, в частности, музыкального образования в условиях модификации образовательной практики. Молодое поколение Республики Беларусь должно быть приобщено к искусству. Содержание деятельности преподавателя предметов искусства в современной социокультурной ситуации значительно меняется, помимо преподавания искусства в его работе все большее значение начинает приобретать просветительская составляющая, внеклассная деятельность. Это обусловлено: процессами глобализации, информационной экспансией, особенностями функционирования художественной среды, реформированием образования, переносом акцента на внеклассную деятельность в области искусства, изменением требований к педагогу и изменением круга компетенций в соответствии с новыми требованиями. Укрепление всех функций деятельности специалиста невозможно без опоры на гуманизацию образовательной системы, обеспечивающей не только полноценную реализацию развивающе–воспитательных возможностей искусства, но и актуализацию идеологической составляющей образовательного процесса: формирование у граждан РБ патриотизма, гражданственности, реализация средствами искусства национальной идеи...

Скачать статью               Обсудить на форуме

Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz