Воскресенье, 19.11.2017, 22:32
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: искусство

Полякова Е.С. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Профессиональное становление и развитие личности педагога-музыканта в музыкально-педагогическом процессе опираются на общую теорию становления индивида, согласно с пониманием человека как «меры всего сущего». Мысль ученых сфокусирована на проблеме личности, существование которой может быть социально детерминированным и одновременно независимым, обусловленным личностной траекторией жизни.

Содержание и результаты научных исследований в области педагогики и психологии в каждый конкретный период базируются на доминирующих в это время философских и общенаучных установках.

Нельзя не согласиться с А.Ф. Лосевым, который считает развитие и формирование близкими по значению понятиями, но не сводимыми и не идентичными сущности понятия становление. Понятие становление рассматривается современной наукой как возникновение, образование чего-либо в процессе развития. Философская категория становление отражает процесс диалектического перехода от одной ступени развития к другой как момент взаимопревращения противоположных и вместе с тем взаимосвязанных моментов развития [11]. Эта категория выражает суть изменения, заключающегося в возникновении нового через уничтожение или видоизменение старого на основе постепенного развития структур и систем материального мира. Категория становление тесно связана с превращением возможности в действительность.
 
Современная философия понимает развитие как процесс самодвижения от низшего к высшему, который ведет к возникновению нового по восходящей линии. В ходе развития происходят коренные качественные изменения. Если становление - возникновение, переход от небытия к бытию, то развитие - это изменения в рамках бытия, существования. Формирование же рассматривается как придание формы в процессе развития. Проблема саморазвития тесно связана с пониманием сущности человека, его природы, детерминант его становления и развития, основы его внутренних изменений [11].

Философия образования, унаследовав тенденции рассмотрения категорий становления, развития, саморазвития и формирования от философии, разрабатывает их в русле своего предмета исследования: становление и развитие личности признается центральной проблемой, детерминированной внешними и внутренними причинами, когда внутренняя активность человека приобретает рефлексивные формы, включая его в сложный стадиально развивающийся процесс самопознания, самостановления, самореализации [5, 7, 9]; культурно-образовательное пространство рассматривается как пространство личностного роста [9, 10]; намечаются пути становления новой образовательной парадигмы в направлении феноменологического, экзистенциального и культурологического подходов, повышающих аксиологичность образовательного процесса, его гуманистическую направленность [3, 5, 9,10]; отмечается тенденция сближения образовательных парадигм на основе их синтеза [3, 8].

Анализ современной системы научного и философского знания позволил сформулировать ряд методологических принципов исследования:
Принцип «открытых систем» (синергия), позволяющий использовать современный научный потенциал для научно-исследовательского взаимодействия различных систем (идей, концепций и теории) в разработке проблемы становления и развития личности учителя музыки [6,13].

Принцип дополнительности, рассматриваемый как проявление антиномичности целостных процессов, явлений, феноменов и отражающий логическое отношение к исследуемому объективному явлению, охватывающее и определяющее предмет в целом (в нашем случае субъект образовательного процесса) в разных системах определений [4].

Принцип биологичности, диалектическая сущность которого позволяет человеку продуктивно, творчески соотноситься с самим собой, в мысленном внутреннем диалоге сознавать свой внутренний мир и на этой основе строить идентификацию с самим собой.

Возникает диалектическая взаимосвязь индивидуального сознания человека с диалогической моделью мира, при которой создается «пространство для развития», формируется культурное пространство мысли, духовность человека [1, 2].

Принцип феноменологической редукции, предполагающий сохранение целостности феномена на основе синтеза как изначальной формы познавательной активности при «вынесении за скобки» внешнего мира и обращении к миру внутреннему. Феноменологическая редукция осуществляет в сознании синтез многообразия в целостность, «синтез отождествления» и лежит в основе рефлексивных действий человека как экзистенциального субъекта [12,14].

Принцип целостности (холизма}, понимание взаимосвязанности и взаимовлияния реально существующих в Мироздании систем, включая целостность организма и органически целостных образований. Методологическая сущность этого принципа требует всеохватывающего и целостного подхода не только к развивающейся личности или педагогическому процессу, но и целостное исследование таких взаимосвязанных с образованием сложных систем как поликультурная образовательная среда и эмосфера общества [3, 6,13].

Эти принципы являются методологической основой исследования профессионального становления учителя музыки в музыкально-педагогическом процессе.

Литература
1.    Бахтин М. М. как философ /отв. ред. Л, А. Гогогтишвили, П. С. Гуревич. М.,1992.
2.    Библер B.C. Мышление как творчество. (Введение в логику мысленного диалога). М., 1975.
3.    Бондарев В. Г. Современные парадигмы в образовании. На пути к целостности и самоорганизации. Мн., 2003.
4.    Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М., 1961. С. 103—104.
5.    Буйко Т. Н. Философия образования: старая традиция или новая дисциплина? Мн., 2000.
6.    Вернадский В. И. Научная мысль как планетарное явление. М., 1991.
7.    Вишневский М. И. Введение в философию образования: пособие. Могилев, 2002.
8.    Куницкая Ю. И. Педагогический профессионализм: философско-теоретический аспект / под ред. Н. А. Масюковой. Гродно, 2004. "
9.    Латыш Н. И. Образование из рубеже веков. 2-е изд. доп. Мн.. 2000,
10 Левко А. И. Теоретико-методологические проблемы образования: социокультурный анализ. Мн., 2003. 11. Новейший философский словарь. Мн., 1998.

Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz