Пятница, 24.11.2017, 12:16
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогика: искусство

Полякова Е.С. УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
Одной из кардинальных проблем современного музыкально-педагогического образования является совершенствование профессиональной подготовки будущего учителя музыки. В русле требований общества и государства, предъявляемых учителю, воспитание духовно-нравственной культуры и общественно ценных качеств выступает как важнейшее условие гражданского и профессионального становления личности. Несформированные личностно-профессиональные качества учителя музыки препятствуют осуществлению музыкально-педагогической деятельности, понижают эффективность массового музыкального обучения, воспитания и образования, что, в конечном итоге, отражается на духовности личности и нации.

Интенсификация музыкально-педагогического процесса и ускорение развития личностно-профессиональных качеств будущего учителя музыки становятся генеральной целью совершенствования его профессиональной подготовки. Результатом этой подготовки должна стать прогрессивно развивающаяся и саморазвивающаяся личность педагога-музыканта.

Исследование Ю.И. Куницкой педагогического профессионализма показывает, что подход к проблеме может осуществляться в опоре на субъектно-деятельностные, персоналистические и антропологические философские основания. Широкий же спектр подходов зависит от того, что признается сущностью профессионализма: знания, умения, навыки, способности, реализация функций педагогической деятельности, качество осуществления базисной и сервисных деятельностей. позиция педагога как сущность педагогического сознания, интегративные качества личности (профессиональная компетентность, педагогическая направленность и пр.) [1]. При этом многообразии есть одна структурная единица, которую можно найти во всех означенных профессиональных параметрах. Это личностные черты, которые по полиморфной классификации А. Г, Шмелева имеют базовый макроуровень уС определенной долей приближения их можно обозначить термином темперамент), мезоуровень (эти личностные конструкты можно определить как характер) и микроуровень, локальные ситуационные черты, задающие определенные сценарии поведения для  конкретных ситуаций.  Большинство личностных конструктов относятся к третьему уровню, являясь рефлексивно-личностными чертами [5]. Соподчинения первого-второго уровня межиндивидуально-унифицированы для определенной социально-культурной группы (в нашем случае для профессионалов-педагогов), а соподчинения второго-третьего уровня «... вырабатываются в ходе становления уникального индивидуального опыта ...» [5, с. 22]. В профессии учителя они называются либо профессионально важными качествами, например у В. Д. Шадрикова [4], либо, при акцентировании уникального индивидуального опыта, личностно-профессиональными качествами (Г. М. Цыпин) [3].

Философско-теоретический анализ позволил определить личностно-профессионапьные качества учителя музыки как индивидуальные онтогенетические образования (происхождение которых детерминировано внутренними и внешними причинами, в отличие от генетически детерминированных свойств), обеспечивающие успешное освоение и высокий уровень осуществления полифункциональной музыкально-педагогической деятельности, складывающиеся из общих педагогических (базовых) и специфических качеств педагога-музыканта, проходящих в своем становлении и развитии ряд стадий, существующих и проявляющихся в профессионально-ориентированных поведении, деятельности, общении и рефлексии.

Механизмами развития личностно-профессиональных качеств являются эмоционально-осознанные процессы самоидентификации, самоорганизации, самореализации и самоактуализации будущих учителей музыки в музыкально-педагогическом процессе (МПП), доминирующими тенденциями которого являются творческий характер, аллотропизм и полифункциональность деятельности, осуществляющиеся в поликультурной среде учреждения образования [2]. Творческий характер МПП обусловливает актуализацию творческого потенциала педагога-музыканта как системного качества личности, находящегося во взаимосвязи с уровнем его профессионализма. Аллотропизм МПП как альтернативный способ его осуществления, основанный на эмоциональности предмета деятельности и эмоциональных компонентах самой деятельности, обусловливает возникновение устойчивых эмоциональных состояний, являющихся основой формируемых качеств личности. Полифункциональность деятельности учителя музыки обусловливает множество педагогических позиций и равновеликие достижения при осуществлении как управленческих, педагогических, так и художественно-исполнительских функций. Поликультурность МПП, опирающаяся на открытость и динамичность культуры и образования, обусловливает устойчивую связь развития личности с музыкально-педагогической деятельностью, осуществляемой носителем культуры в поликультурной среде.

Итак, проектирование МПП в опоре на выделенные доминирующие тенденции является необходимостью успешного профессионального становления педагога-музыканта, выступая как объективные условия эффективного развития его личностно-профессиональных качеств.

Литература
1.    Куницкая Ю. И. Педагогический профессионализм: философско-теоретический аспект / под ред. Н. А. Масюковой. Гродно, 2004.
2.    Полякова Е. С. Профессиональная адаптация студентов музыкально-педагогиче¬ского факультета // Актуальные проблемы профориентации и профадаптации : сб. науч. ст. / под науч. ред. А. М. Кухарчук, Л. Ф. Мирзояновой. Барановичи, 2005.
3.    Психология музыкальной деятельности: теория и практика: учеб. пособие для студ. муз. высш. пед. учеб. заведений / Д. К. Кирнарская, Н. И. Киященко, К. В. Тарасова [и др.]; под ред. Г. М. Цыпина. М., 2003.
4.    Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М., 1994.
5.    Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. СПб., 2002.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz